Разработка "Образовательной программы" специального детского
сада для детей с ЗПР - задача повышенной трудности. Это связано с тем,
что вариативность отклонений в развитии воспитанников специального детского
сада имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной
отсталостью - до "педагогической запущенности" или легких
проявлений социальной дезадаптации. Кроме того, на данном этапе еще
не разработан государственный стандарт дошкольного образования и отсутствует
единая утвержденная комплексная дошкольная программа для детей с ЗПР.
Вариативность проявлений задержки психического развития и недостаточность
нормативно-методической базы осложняет оценку эффективности коррекционно-развивающей
работы с ребенком при аттестации учреждений. В ряде научных публикаций
описываются стойкие варианты ЗПР, которые полностью не компенсируются
даже при интенсивной коррекционно-развивающей работе (Блинова Л.Н.,
2001; Иванов Е.С. 1971, Лебединская К.С., 1982, Мамайчук И.И., 1995;
Марковская И. Ф., 1993; Ульенкова У. В., 1994).
Возникает вопрос: как оценивать работу специалиста, который работал
с ребенком не один год, а ребенок все-таки отстает в развитии и еще
нуждается в специальной помощи? Психолого-педагогический консилиум рекомендует
такому ребенку школьное обучение в системе КРО. Что это: неудовлетворительная
работа специалиста или нормальное положение дел?
Проектирование "Образовательной программы" специального детского
сада для детей с ЗПР должно строиться на основе личностно-ориентированного
и дифференцированного подхода при реализации коррекционно-образовательных
и воспитательных задач. (Шевченко С.Г., 2001).
"Программа развития ГОУ" и "Образовательная программа"
разрабатываются каждым образовательным учреждением и строятся на основе
комплекса программных и внутренних руководящих документов, регламентирующих
работу педагогов. В этих документах должна быть определена развивающая
среда, адаптированная к психофизическим особенностям детей с ЗПР, сформулированы
задачи повышения компетентности специалистов и воспитателей по проблеме
ЗПР. Все эти составляющие образуют модель коррекционно-педагогического
процесса в специальном детском саду, которая должна гибко и быстро меняться
в зависимости от изменяющегося контингента детей и социального заказа.
Рассмотрим подробнее основные условия, обеспечивающие эффективность
коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР, такие как:
- построение "Образовательной программы", отражающей образовательные
потребности детей с ЗПР;
- профессиональная компетентность педагогов;
- создание специальной развивающей среды.
Требования к
содержанию "Образовательной программы".
Дошкольное образовательное учреждение для детей с ЗПР при проектировании
"Образовательной программы" не может выбрать в качестве основной
одну из уже существующих комплексных программ дошкольного образования,
даже если это современная программа, выстроенная с учетом принципов
личностно-ориентированной педагогики. Это связано с тем, что в детские
сады для детей с ЗПР преимущественно попадают дети с задержкой церебрально-органического
генеза. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки
органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки
ее функциональной незрелости. Состояние детей часто осложнено энцефалопатическими
и невротическими расстройствами, такими как гидроцефально-гипертензионный
синдром, синдром моторной возбудимости, нарушение активного внимания,
эмоциональные расстройства и др. (Певзнер М.С., 1966; Власова Т.А.,
Лебединская К.С., 1975, 1980; Иванов Е. С., 1971; Ковалев В.В., 1973;
Марковская И.Ф., 1993). В этих условиях учитель-дефектолог должен строить
свою работу с учетом структуры отклоняющегося развития, уровня актуального
развития и состояния здоровья каждого воспитанника.
В отсутствие специальной
комплексной программы, специалисты коррекционного дошкольного образовательного
учреждения для детей с ЗПР при построении своей "Образовательной
программы", адаптированной к условиям учреждения, должны ориентироваться
на следующие документы:
- Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания
и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
[Прим.2]
- "Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного
учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы"
(52);
- Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания
(14, 49);
- требования к содержанию обучения и воспитания дошкольников с ЗПР,
заложенных в парциальных "Программах коррекционно-развивающего
воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР" (38).
Отбор содержания по каждой линии развития дошкольника должен быть осуществлен
с учетом приоритета коррекционно-развивающих задач, актуальных для большинства
детей с ЗПР, и результатов психолого-педагогического обследования группы
и каждого ребенка.
Профессиональная
компетентность педагогов.
Эффективность коррекционно-развивающей и образовательной работы во многом
зависит от профессиональной компетентности педагогов. При подборе специалистов
для работы в группах с детьми с задержкой психического развития администрация
сталкивается с определенными трудностями. Это связано с тем, что не
все дефектологические факультеты высшей школы готовят специалистов для
работы с дошкольниками с ЗПР. Оптимальным вариантом является тот, при
котором специалист имеет две квалификации (олигофренопедагог и учитель-логопед),
и прошел курсы повышения квалификации по вопросам обучения и воспитания
детей с ЗПР.
Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих
имеет специфическую особенность - чем меньше возраст детей, тем больший
удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится
с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей
ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте,
то коррекционные и развивающие задачи решаются в комплексе. Специалист
должен учитывать все факторы, которые позитивно или негативно могут
влиять на ребенка. Это и состояние физического здоровья, и состояние
центральной нервной системы (ЦНС), и воздействие на ребенка микросоциальной
среды. С учетом этих особенностей выбирается и дозируется учебная нагрузка.
Специалист, работающий с детьми с ЗПР, должен быть готов к творческой
деятельности:
- к построению индивидуальных и групповых коррекционно-образовательных
программ с опорой на данные диагностического обследования особенностей
развития детей и уровня сформированности у них знаний, представлений
и умений;
- к осуществлению дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных
особенностей.
Педагоги должны знать нормативные документы, регламентирующие педагогический
процесс в специальном дошкольном образовательном учреждении, владеть
знаниями из области смежных с педагогикой дисциплин - общей и специальной
психологии, нейропсихологии, медицины, социальной педагогики.
Специальная
развивающая среда и условия реализации задач коррекционно-образовательной
работы.
Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий,
которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей
работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в
условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Развивающая среда должна включать ряд базовых компонентов, необходимых
для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального
развития ребенка. Для этого в пространстве, которое окружает ребенка,
создаются элементы и объекты природы (природный ландшафт на территории,
живой уголок в группе и т.п.). Создаются специальные условия для физкультурно-оздоровительной
работы, игровой, художественно-эстетической и музыкально-театральной
деятельности, обеспечивается необходимый набор учебно-дидактических
пособий, оборудования и игрушек (предметно-развивающая среда) и т.д.
Окружающая ребенка среда должна быть организована таким образом, чтобы
стимулировать его развитие, позволять активно действовать в ней и творчески
ее видоизменять.
Для реализации "Образовательной программы" коррекционного
детского сада для детей с ЗПР необходимы некоторые дополнительные мероприятия.
Они являются настолько значимыми, что включаются в "Образовательную
программу" отдельными разделами. Рассмотрим некоторые из них.
Создание специальных условий для развития и оздоровления детей.
Сюда входят:
- адаптация содержания образовательной программы по ФИЗО с учетом уровня
развития и особенностей двигательной сферы детей, состояния их здоровья;
- создание оптимальных условий для проведения занятий по физической
культуре и реализации двигательных потребностей ребенка;
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- разработка гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения
в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий
и др.;
- введение в "Режим дня" и во время проведения занятий специальных
моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика,
релаксация, смена видов деятельности и др.);
- реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика
острых респираторных заболеваний (ОРЗ), фито- и витаминная терапия и
др.;
- применение здоровьесберегающих технологий;
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное
благополучие каждого ребенка.
- организация медицинского контроля за состоянием здоровья детей.
[Прим.3]
Создание специальной методической службы:
- введение в штатное расписание специального детского сада старшего
специалиста по коррекционной работе (обязательным условием является
высшее дефектологическое образование);
- создание на базе учреждения "Совета по коррекционной работе",
в который входят наиболее квалифицированные специалисты: дефектологи,
психологи, логопеды, старший воспитатель;
- создание банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей
работы (коррекционно-развивающие и диагностические методики, развивающие
игры, специальная литература и др.);
- установление прямых связей с вышестоящими методическими службами с
целью повышения уровня профессиональной квалификации и взаимодействия
при организации и проведении методических мероприятий.
Создание специальных условий для реализации коррекционно-образовательной
программы:
- создание диагностической службы, в том числе психолого-педагогического
консилиума;
- построение коррекционно-образовательного процесса с учетом индивидуальных
особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний,
представлений, умений детей с ЗПР;
- создание специальных образовательных условий (кабинетов специалистов,
специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения "коррекционного
часа", релаксационного уголка - места, где ребенок может уединиться,
отдохнуть и др.);
- наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими
методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями,
атрибутикой и игрушками.
Организация взаимодействия с семьей.
- активное вовлечение семьи в работу специального дошкольного учреждения;
- консультирование родителей по проблемам развития их детей;
- обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной
помощи детям в условиях семьи;
- организация обратной связи родителей с детским учреждением.
Учитывая, что часть воспитанников специальных детских садов приходит
из неблагополучных семей, администрации дошкольного учреждения необходимо
взаимодействовать со службами социальной защиты и органами социальной
опеки.
Понятно, что разные коррекционные учреждения находятся на разных этапах
своего развития, имеют различную материально-техническую базу и специалистов
разной специализации и квалификации. При реализации "Образовательной
программы" необходимо соблюдать общие принципы построения коррекционно-педагогического
процесса.
Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса
является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает
создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей
каждого воспитанника специального детского сада.
Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить
полноценное развитие личности. Применительно к детям с ЗПР личностно-ориентированный
подход предполагает воздействие не только на познавательную сферу, но
и обеспечение условий для преодоления черт эмоционально-личностной незрелости,
характерных для многих из них.
Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм
и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально-типологических
особенностей детей. Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической
работы с детьми.
В "Образовательную программу" закладывают следующие формы
проведения занятий:
· фронтальные занятия (Ф.З.),
· подгрупповые занятия (П.З.),
· малоподгруппые занятия - 2 - 3 ребенка (М.П.З.),
· индивидуальные занятия (И.З.).
Рассмотрим возможные варианты организации детей на занятии.
Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания
занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе
могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического
развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на
занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, например,
занятие по коррекционной ритмике целесообразно проводить со всей группой,
занятие с учителем-дефектологом - подгруппой или индивидуально, а для
занятий с психологом формируется особая группа, с учетом показаний к
определенной психокоррекционной работе.
Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов
диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу
зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений
в течение года. Так на занятии по математике дети могут работать в одном
составе, а на занятии по развитию речи - в другом.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий
осуществляется за счет:
· дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности,
так и по сложности материала;
· индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного
пояснения и др.;
· введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания
(сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия
ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на
следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах
учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других
детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной
деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,
- введение элементов программированного обучения и т.д.
Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих
занятий специалистов, а также индивидуальных занятий воспитателя по
заданиям учителя-дефектолога и логопеда во время проведения "коррекционного
часа".
Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются
различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии,
наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые
игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной
действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации),
экспериментирование в условиях специально оборудованной лаборатории,
моделирование и другие виды работы.
Особенностью работы коррекционного детского сада для детей с ЗПР является
то, что в начале каждого учебного года специалисты и воспитатели корректируют
перспективные планы по всем разделам "Образовательной программы".
Корректирование осуществляется с учетом данных диагностического обследования.
Изменение перспективных планов заключается в перераспределении тем и
задач во времени с учетом индивидуально-типологических особенностей
детей в группах и подгруппах.Мы рассмотрели только некоторые подходы
к построению "Образовательной программы". За рамками данной
публикации остались такие важные вопросы как преемственность со школой,
научными организациями, методическими вышестоящими службами, ПМПЦ и
другие направления организации деятельности специального детского сада.
Примечания.
1.
Белая К.Ю. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения.
(Методические рекомендации для руководителей ДОУ)._- М., 2000.
2.
Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от
22.08.1996, № 448.
3.
Для организации специального медицинского контроля за состоянием нервной
системы и психическим развития детей возможно привлечение на основе
договора невропатолога и детского психиатра ПМПК и ПМСЦ, а также медицинских
специалистов детской поликлиники.