Для
эффективного развития ВПФ и двигательной сферы необходимо сначала сформировать
их психологическую базу, которая включает в себя:
- обеспечение полноценного психического развития ребенка;
- улучшение его работоспособности;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и ручной моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через
систему специальных игр и упражнений.
Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции
двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.
С помощью музыкального
ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка.
Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать
и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают
психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения,
т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального
ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.
Диагностическое обследование выявило у большинства детей с ЗПР следующие
двигательные нарушения:
- нарушение координации движений;
- скованность при выполнении движений и упражнений;
- отсутствие плавности движений;
- недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма,
двигательные персевирации.
Занятия
КР тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. Здесь
происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков
в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.
Коррекционно-развивающее занятие "Коррекционная ритмика" является
эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми
с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.
Задачи, содержание,
структура занятий КР.
Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии
(с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов
и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной,
познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической
деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании
движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются
профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка
(Е.А.Медведева, 2002).
Учитывая, что занятия КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей
работы в специальном детском саду, можно выделить четыре основных направления
работы с детьми, реализуемые на занятиях КР: оздоровительное, образовательное,
воспитательное и коррекционно-развивающее.
Занятия КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей
формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается
правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом
оздоровлению всего детского организма.
Образовательное
направление определяются задачами из "Образовательной программы",
принятой в детском саду.
Занятия КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и
эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности
к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается
способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться
в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует
развитию творческих способностей детей.
Включенные в занятие
игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной
формой деятельности дошкольников. Они способствуют развитию произвольности
движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный
характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества
ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность
почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть
ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться
в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом,
предъявление на занятия КР заданий в игровой форме и проведение игр
позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия,
а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить
на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры
создают благоприятные условия для развития творческого воображения.
В ходе ЭД были
разработаны основные направления по коррекционной ритмике:
1. Развитие основных сторон внимания и памяти.
2. Нормализация двигательного автоматизма.
3. Развитие воображения.
4. Развитие качественных характеристик движения.
5. Развитие чувства темпа и ритма.
6. Общая регуляция мышечного тонуса.
7. Развитие правильного дыхания.
8. Развитие и формирование эмоциональной выразительности.
9. Закрепление знаний и умений, полученных на других занятиях.
Таким образом,
можно сделать вывод, что занятия коррекционной ритмикой являются эффективной
коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в
других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.