В
рамках экспериментальной работы на базе детского сада № 908 была выполнена
следующая работа:
1. Проанализированы показатели здоровья, морфофункциональной зрелости
воспитанников детского сада, изучался уровень психологического развития
и индивидуально-типологических особенностей с целью их учета в коррекционно-образовательной
работе.
2. Разработан специальный здоровьесберегающий режим дня и создана развивающая
среда для воспитанников специального детского сада.
3. Разработано новое содержание образовательно-воспитательной и коррекционно
- развивающей работы на занятиях по ФИЗО и коррекционной ритмике.
4. Создан банк данных коррекционно - развивающих технологий, специальных
упражнений и игр.
5. Разработаны новые формы рабочей и отчетной документации.
6. Разработаны технологии НОТ при анализе эффективности коррекционно
- педагогических мероприятий.
Работа строилась в трех
направлениях:
- Разработка технологии физкультурно - оздоровительной работы: принципов
организации профилактической и оздоровительной работы с детьми с ЗПР в специальном
детском саду.
- Разработка подходов и содержания занятий по ФИЗО.
- Разработка подходов и содержания занятий по коррекционной ритмике.
В
рамках экспериментальной работы уточнены педагогические условия, обеспечивающие
эффективность работы по оздоровлению и физическому развитию дошкольников
с ЗПР.
Это:
- Разработка непрерывного алгоритма физкультурно - оздоровительной работы,
в котором отражены последовательность и этапы работы.
- Разработка системы оздоровительных мероприятий: санитарно - гигиенический
режим, закаливание, оздоровительные мероприятия.
- Разработка специального "Режима дня" и "Двигательного режима"
в учреждении.
- Установление тесного взаимодействия педагогов и медперсонала, в том числе
и с врачами-специалистами (невропатологами и психоневрологами).
- Контроль за состоянием соматического и нервно-психического здоровья (педагогическое
и врачебное обследование: плановое и по заявкам родителей и педагогов).
- Дозирование нервно-психической и физической нагрузок, профилактика переутомления.
- Отбор специальных коррекционных занятий и упражнений с целью преодоления
недостатков двигательного развития детей.
Работа по преодолению
недостатков моторики и психомоторики дошкольников с задержкой психического
развития была проведена в следующих направлениях:
1.
Воспитательно - образовательное, направленно на совершенствование двигательного
развития детей: улучшение показателей физического развития, физической подготовленности,
техники движений, двигательных качеств как на занятиях физкультурой, так
и в других различных формах двигательной активности, а также воспитание
у детей правильного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
2. Коррекционно-развивающее, учитывает необходимость коррекции недостатков
развития моторики и психомоторики детей с ЗПР, как на специальных занятиях
(коррекционная ритмика), так и на традиционных занятиях (ФИЗО), реализуя
коррекционную направленность физкультурно - оздоровительного и воспитательно
- образовательного процесса в детском саду.
3. Развитие двигательных навыков детей с ЗПР на физкультурных занятиях.
При планировании работы по физическому воспитанию необходимо учитывать основные
факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка:
- физическую нагрузку;
- показания и противопоказания при различных нарушениях;
- охранительный режим;
игры и упражнения для развития двигательной сферы.
Одним из важнейших направлений физкультурно - оздоровительной работы является
создание адекватной коррекционным задачам развивающей среды в физкультурном
зале. За период экспериментальной работы систематизировано оборудование,
тренажеры и специальные пособия с целью определения их места в физкультурно
- оздоровительной и коррекционно - развивающей работе.
Учет индивидуально-типологических особенностей, состояния здоровья, морфофункциональных
особенностей, уровня психического развития, особенностей двигательной организации,
динамическое обследование детей позволяет улучшить показатели состояния
двигательной и, как следствие, психической сферы детей с ЗПР.
|