- некоторые родители,
приведя ребенка в коррекционных детский сад, остаются убежденными в
том, что развитие их ребенка не отстает от "нормы" и у него
нет особых проблем;
- у некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу
ребенка, им безразлично, чем занимаются педагоги с ребенком, безразличны
его успехи и неудачи;
- некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку,
постоянно сравнивают его работы с работами других более успешных детей;
- иногда возникают психологические проблемы при установке доверительных
отношений между специалистами и родителями, особенно часто такая ситуация
возникает, если специалист значительно моложе родителей ребенка; в этом
случае психологическая поддержка требуется не только родителям, но и
специалисту;
- многие родители воспитанников не знают закономерностей психического
развития детей и не могу объективно оценить проблемы своего ребенка;
их пугает термин "Задержка психического развития", они не
видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.
Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному
сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского
сада и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества
положено взаимодействие "психолог - педагог - родитель". При
этом активная позиция в этой системе принадлежит психологу, который
изучает и анализирует психологические и личностные особенности воспитанников.
Психолог не только создает условия для развития эмоционально-волевой
и познавательной сферы каждого ребенка, но и создает условия для сохранения
психического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных
расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно-образовательного
процесса.
Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников
следует разработать план работы по этому направлению социально-педагогической
деятельности. При реализации задач социально-педагогического блока требуется
тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении
с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги
и администрация детского сада.
Представим в виде
схемы основные направления взаимодействия с семьей и формы организации
психолого-педагогической помощи.
С целью реализации
задач социально-педагогического блока предлагаются следующие формы
организации психолого-педагогической помощи семье.
1. Коллективные
формы взаимодействия.
1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ три
раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.
Задачи:
- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной
работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими
организациями, в том числе и социальными службами.
1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями
групп не реже трех раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов;
1.3. "День открытых дверей". Проводится администрацией ДОУ
в апреле для родителей детей, поступающих в ДОУ в следующем учебном
году.
Задача: знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
1.4. Тематические занятия "Семейного клуба". Работа клуба
планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия
клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца.
Формы проведения:
- Тематические доклады;
- Плановые консультации;
- Семинары;
- Тренинги;
- "Круглые столы" и др. формы.
Задачи:
- знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания
психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии;
- ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
1.5. Проведение детских праздников и "Досугов". Подготовкой
и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах
и трансляция его в семью.
2. Индивидуальные
формы работы.
2.1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов,
психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и
воспитателей;
- выявление мнения родителей о работе ДОУ.
2.2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей
и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования
и воспитания;
- оказание индивидуальной методической помощи в форме "домашних
заданий" и пояснений к ним.
2.3. "Служба доверия". Работу службы обеспечивают администрация
и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и
пожеланиям родителей.
Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации
и предложения.
2.4. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами
групп один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком,
разъяснение "домашних заданий".
2.5. Прием врача (психоневролога, невропатолога).
Проводится врачом ДОУ по запросам родителей.
Задача: контроль здоровья детей.
3. Формы наглядного
информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные
стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (по темам:
"Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит и речь",
"Игра в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку?",
"Какие книги прочитать ребенку?", "Как помочь ребенку
в домашних условиях?" и др.).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно - образовательной
работы в ДОУ;
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной
работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности
своего ребенка.
3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы
работы подбираются с учетом доступности информации для родителей. Проводятся
два - три раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми
в домашних условиях.
В реализации задач
социально-педагогического блока принимают участие все специалисты и
воспитатели специального детского сада. Сфера их обязанностей определена
должностными инструкциями.