В качестве основных
задач обследования детей с ЗПР в специальном детском саду можно
назвать следующие:
· выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
· выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями,
умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
· определение характера динамики развития и особенностей обучаемости
при овладении программой;
· дифференциация сходных состояний на основе длительного динамического
изучения особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.
В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специалистами
встает еще одна важная задача обследования - определение параметров
школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.
Диагностическая работа в специальном детском саду строится с опорой
на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной
специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах
Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.
Эльконина. При обследовании предполагается использование апробированных
методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста,
в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные
специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д.
Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой,
Л, С, Цветковой и др.
При всем многообразии пособий и материалов по психолого-педагогической
диагностике дошкольников, в них не достаточно полно рассматривается
технология диагностической работы, ее методическое оснащение и формы
отражения результатов комплексного исследования детей с ЗПР в специальном
детском саду.
Специалисты-дефектологи знают, что наиболее объективными являются данные
диагностики, которая опирается на сочетание экспериментально-психологических
исследований познавательного и личностного развития и длительного наблюдения
за развитием ребёнка.
Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную
группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума
[Прим.2] специализированного детского сада. Именно специалисты консилиума
подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные
направления работы с ребенком.
Цели и задачи психологического и педагогического изучения следует дифференцировать.
Целью психологической диагностики является уточнение структуры
и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление психологических
особенностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет определить
задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в течение года.
Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками
психического и личностного развития "возрастной нормы". Это
поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям
развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии
функций, установить характер их взаимовлияния.
Педагогическое обследование направлено на изучение сферы знаний
и представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений
и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы
в условиях специального детского сада. Важно выявить качественные особенности
познавательной деятельности (особенности мотивации, волевые усилия,
особенности планирования и контроля). Эти данные позволят подобрать
для каждого ребенка эффективные методы и приемы педагогического воздействия.
С учетом результатов педагогической диагностики отбираются задачи и
содержание воспитательно-образовательной работы.
В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой,
проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе
- выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить
исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками
в объеме образовательной программы .Помимо этого, собираются анамнестические
сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни
и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в "Диагностико-эволюционную
карту". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения
занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые"
программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования
выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья,
возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития
и физического состояния.
На первом году обучения обследование проводится в течение 4-х недель,
в последующем - 3-х недель. При этом целесообразно начинать его со второй
недели сентября, предоставив детям время для адаптации к новым условиям.
Второй этап
(первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе
является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в
специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие
положительной динамики. В таких случаях дети вторично направляются на
МППК с целью уточнения диагноза. На данном этапе дополняются сведения,
полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет
оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной
работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы,
определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем
полугодии.
Третий этап
(две последние недели апреля). Цель - определить характер динамики,
оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно
дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут
для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется
перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.
Возможны следующие варианты.
· При хорошей положительной динамике ребенок переводится в группу следующего
года обучения.
· При выраженной положительной динамике, когда результаты обследования
близки к "условной норме", возможен перевод ребенка в детский
сад общего вида. Такой вариант возможен при "педагогической запущенности",
когда в процессе интенсивной педагогической работы удается в значительной
мере преодолеть недостатки и пробелы в знаниях ребенка.
· Если обследование показывает, что задержка развития носит вторичный
характер (например, при алалии) ребенку рекомендуют иное, соответствующее
структуре дефекта, коррекционное дошкольное образовательное учреждение.
В этом случае составляется аргументированная психолого-педагогическая
характеристика и ребенок направляется на ПМПК.
· При положительной, но слабовыраженной динамике и частых пропусках
по состоянию здоровья возможно повторное прохождение программы, т. е.
ребенок остается на повторный год обучения.
Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению
в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель
дошкольной коррекции задержек психического развития - своевременное
выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного
базиса для обучения в общеобразовательной школе. Практика показывает,
что большинство детей с ЗПР, посещающих дошкольные диагностико-коррекционные
группы в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.
Лишь небольшая часть выпускников направляется в классы коррекционно-развивающего
обучения. Но могут быть и исключения. Отдельным выпускникам (с учетом
динамики развития в течение всего пребывания в специальном детском саду
и на основании заключения ПМПК) может быть рекомендовано обучение в
школе иного вида (V-го вида, VIII-го вида).
Не следует забывать, что заключение ПМПК носит лишь рекомендательный
характер и окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит
семье. Задача педагогов - раскрыть родителям характер проблем ребенка
и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.
Следует более подробно
остановиться на функциональных обязанностях специалистов, принимающих
участие в обследовании ребенка. Как уже отмечалось, оно должно быть
комплексным, что предполагает участие врачей, психолога, педагогов.
Данные о состоянии здоровья ребенка, анамнестические сведения, заключения
врачей-специалистов содержатся в медицинской карте, часть этих сведений
дублируется в "Диагностико-эволюционной карте ребенка". Специалистам
следует внимательно изучить содержание медицинских документов. Владение
этой информацией имеет значение для понимания причин и характера ЗПР,
определения стратегии и тактики психолого-педагогического воздействия,
определения прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.
В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные
в процесс коррекционно-развивающего обучения.
Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-дефектолога
в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков
познавательной деятельности воспитанников. Поэтому, целесообразно именно
учителю-дефектологу исследовать уровень развития познавательных процессов
(внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи), выявлять
уровень сформированности компонентов деятельности (в том числе учебной).
Учителя-дефектологи и воспитатели выявляют уровень "обученности"
каждого ребенка, т. е. сформированность знаний, умений и навыков. Сфера
их интересов определяется "Образовательной программой" детского
сада и "Учебным планом", т. е. документами, в которых отражены
приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности педагогов,
определен уровень их взаимодействия.
Задачи обследования речи совместно решают учитель-дефектолог и логопед.
Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное
внимание он уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами.
Учитель-дефектолог совместно с логопедом исследует состояние связной
речи, так как при построении связных высказываний можно выявить специфические
особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.
В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует
особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую
и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению
развития игровой деятельности, особенностям адаптации, определению характера
и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере
интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной
среды. Результаты обследования служат основанием для выбора направлений
и содержания работы психолога в текущем учебном году и формирования
групп, с которыми будут проводиться специальные психокоррекционные занятия.
Музыкальный руководитель и воспитатель по физическому воспитанию проводят
обследование по своим разделам.
Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом определяется
глубиной и качеством анализа результатов исследования. Этого можно достичь
при условии владения учителем-дефектологом знаниями и практическими
умениями из области смежных дисциплин (специальной психологии, психодиагностики,
нейропсихологии и др.).
Обработка результатов обследования требует от специалистов высокой профессиональной
квалификации. Желательно, чтобы психолог [Прим.3] и учителя-дефектологи
прошли подготовку по специальной психологии и имели диагностическую
практику. Психолога и дефектолога, прежде всего, должны интересовать
качественные характеристики деятельности ребенка:
· особенности мотивации,
· способность к пониманию инструкции и к осознанному, целенаправленному
ее исполнению (т. е. к программированию и реализации программы),
· сформированность знаний, практических умений и навыков, необходимых
для решения задачи,
· особенности самоконтроля и самооценки.
Особый интерес при анализе интеллектуальной и практической деятельности
представляют такие показатели как:
· характер взаимодействия со взрослыми,
· способность к использованию помощи и мера этой помощи,
· возможность переноса усвоенного способа выполнения задания в аналогичную
ситуацию.
Эти показатели характеризуют обучаемость ребенка.
Особое внимание следует уделить способности детей к вербализации и к
словесному отчету о своей деятельности.
Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы.
На основании полученных данных пишется психолого-педагогическое заключение
и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Примечания:
1.
Более подробно с технологией обследования можно будет познакомиться
в работе "Диагностика и мониторинг развития детей в условиях специального
детского сада для детей с ЗПР. Методическое обеспечение диагностического
блока коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду
для детей с ЗПР (познавательная сфера)", которая готовится
к публикации в издательстве "Гном-пресс".
2.
В начале каждого учебного года руководитель специального детского сада
издает приказ о функционировании психолого-педагогического консилиума,
в который входят наиболее опытные специалисты детского сада: учителя-дефектологи,
психолог, логопеды и другие специалисты, привлеченные на договорной
основе для работы в детском саду. Желательно привлечь к работе консилиума
врача-психиатра.
3.
Если в детском саду практический психолог, который не специализировался
по специальной психологии.