Социально-нравственное развитие.
Задачи социально-нравственного
развития - важный аспект деятельности детского сада для детей с ЗПР.
Заложенные в "Образовательной программе" задачи реализуются
на следующих занятиях, предусмотренных учебным планом.
- "Социальное развитие" в старшей и подготовительной группе.
Проводит воспитатель.
- "Ознакомление с окружающим миром" - часть тем занятий этого
вида посвящена ознакомлению с правилами социальных отношений людей,
ознакомлению с профессиями, с некоторыми историческими сведениями. Детям
дают элементарные сведения о строении и функционировании человеческого
организма, знакомят с основами правилами безопасности жизни (ОБЖ) и
др. Занятия проводит учитель-дефектолог.
- "Ознакомление с художественной литературой" - основным содержанием
этих занятий является чтение детям специально подобранных детских произведений
с их последующим обсуждением. Занятия проводит воспитатель.
- На специальных коррекционно-развивающих занятиях по развитию эмоционально-личностной
сферы детей, в том числе и средствами артпедагогики ("коррекционный
театр"). Занятие проводит педагог-психолог и руководитель театральной
студии.
- Через режимные моменты (в младшей группе) и в специально спроектированных
играх и ситуациях (в средней группе). Занятие проводит воспитатель.
- Через сюжетно-ролевую игру, как модель социальных отношений. Занятие
проводит воспитатель.
- Через взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания
(изучение микросоциальных отношений в семье, беседы с родителями, тематические
занятия и др.). Данную работу проводят все специалисты и воспитатели
по разработанному плану.
- Через взаимодействие с органами социальной опеки.
Познавательное
развитие.
Задачи познавательного развития реализуются через следующие направления:
- Сенсорное воспитание.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Формирование школьнозночимых умений и функций: способности к планированию
и произвольной регуляции деятельности, моделированию и замещению, графо-моторных
навыков и др.)
Задачи сенсорного воспитания реализуются на занятиях ("Изобразительная
деятельность", "Ознакомление с окружающим миром", "Музыка"
и др.), через дидактическую игру и подвижную игру, средствами специальной
развивающей среды (сенсорные уголки).
Ознакомление с окружающим миром осуществляется на занятии "Ознакомление
с окружающем миром", тематические беседы и экскурсии, знакомство
с специально подобранной детской литературой и иллюстративным и наглядно-практическим
материалом, через игру.
Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются
средствами игры.
Задача развития речи является одной из ведущих образовательных задач,
поэтому она решается практически на каждом занятии и в свободной деятельности
детей. Но в "Учебном плане" есть занятия, на которых задача
развития речи является ведущей - это "Ознакомление с окружающем
миром и развитие речи", "Развитие речи", "Развитие
речи и подготовка к обучению грамоте". Педагоги стимулируют развитие
диалогической речи через сюжетную, театрализованную и дидактическую
игру, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых
событий: первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский
сад, школу, магазин и др.
Подготовка к обучению грамоте осуществляется на специальных занятиях.
В старшей группе - это "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте",
в подготовительной - "Подготовка к обучению грамоте".
Задачи формирования школьнозночимых умений и функций практически реализуются
на всех занятиях "Учебного плана", но на каждом из занятий
можно выделить приоритетные задачи. Так графомоторные навыки в большей
степени формируются на занятиях по рисованию, математике, грамоте, ознакомлению
с окружающим миром. На занятиях по изобразительной деятельности (особенно
на занятиях по аппликации) и конструированию развивается способность
к планированию и произвольной регуляции деятельности. На занятиях по
развитию элементарных математических представлений (опора на схему,
таблицы, условные обозначения), конструированию (схемы построек, планы,
макеты), грамоте (заместители звуков, схемы слов и предложений), развитию
речи (схемы планов рассказа) развивается способность к моделированию
и замещению.
Эстетическое
развитие.
Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность:
- музыкальное воспитание,
- театрализованная деятельность,
- ознакомление с художественной литературой,
- эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
Формирование
и развитие основных видов дошкольной деятельности.
Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры.
- Игры драматизации.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
Изобразительная и продуктивная деятельность.
- Лепка.
- Аппликация.
- Рисование.
- Комбинированная изобразительная деятельность с использованием бросового
материала.
Конструирование и моделирование.
- Из строительного материала.
- ЛЕГО-конструкторы и другие виды конструкторов [Примечание].
- Изготовление планов и карт.
- Оригами.
Элементарная трудовая деятельность.
- Формирование навыков самообслуживания.
- Хозяйственно-бытовой труд.
- Труд в природе.
- Ручной труд (работа с тканью, природным материалом).
Реализация задач воспитательно-образовательного блока осуществляется
на специальных занятиях, отраженных в "Учебном плане". Большинство
занятий построены по взаимопроникающему принципу. Это означает, что,
например, на занятии по "Развитию элементарных математических представлений",
помимо основных, решаются и задачи развития речи, формирования графомоторных
навыков, конструирования, развития познавательных процессов и др. Некоторые
направления входят отдельными компонентами практически во все занятия
и деятельность детей. Например, сенсорное воспитание, развитие тонкой
моторики и графических навыков, формирование школьнозночимых умений.
Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются
различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии,
наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые
игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной
действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации),
экспериментирование, в условиях специально оборудованной лаборатории,
моделирование и другие виды работы.
Примечание.
.На
наш взгляд, детей следует знакомить с различными видами конструкторов,
которые отличаются и материалом, и типом соединения, так как это способствует
развитию мышления и творчества. Для возможности конструирования в свободное
время, в группе должно быть отведено специальное место, где, кроме различных
конструкторов, должны быть мелкие игрушки для обыгрывания построек.