Возникает необходимость
в конструировании и реализации "уровневых программ", что позволяет
оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.
В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные
задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи
коррекционно - развивающей работы решаются в процессе традиционных для
дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения
специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического
процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).
Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса
является знание закономерностей формирования высших психических функций
и закономерностей развития личности в онтогенезе.
На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего
дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического
базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:
· стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно
- исследовательской деятельности;
· развитие общей и ручной моторики;
· развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
· обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия
· развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких
как
- выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов
памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
- способность к концентрации и к распределению внимания;
· готовность к сотрудничеству со взрослым;
· стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся
личности,
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций;
- развитие речи и коммуникативной деятельности;
- формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных
и регуляционных компонентов).
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Развитие и коррекция
недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности
предполагает:
- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка
к новым социальным условиям;
- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских,
аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
- развитие социальных эмоций;
- создание условий для развития самосознания и самооценки;
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции
поведения;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося
характера.
Развитие познавательной
деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
предполагает:
- развитие сферы образов-представлений;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности,
формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления
(наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного
(словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения
и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей;
- совершенствование мнестической деятельности;
- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных
навыков.
Развитие речи,
коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:
- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей,
планирующей);
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой
системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование
слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование
навыков построения развернутого речевого высказывания;
- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения
различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и
деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному
и внеситуативно-личностному общению.
Формирование
ведущих видов деятельности предполагает:
- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных
и регуляционных компонентов деятельности ; [Примечание]
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- развитие игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения
программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении
заданий учебного типа;
- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению:
физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой),
социальной.Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом,
психологом, логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех
занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию
ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности
и др.
В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные
занятия, которые проводят педагоги-специалисты: учитель-дефектолог,
логопед, психолог. Возможно привлечение других специалистов: нейропсихолога,
игротерапевта, преподавателя ритмики и др.
Планируется проведение специальных психо-коррекционных занятий по развитию
эмоционально-личностной сферы. Такие занятия проводит психолог. При
этом могут использоваться средства артпедагогики и арттерапии.
Примечание.
С
программой формирования компонентов учебной деятельности можно ознакомиться
в монографии Н.Ю. Боряковой "Формирование предпосылок к школьному
обучению у детей с задержкой психического развития", М., "Альфа",
2003.