Занятие
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Начальное обучение
грамоте. Начинается эта работа еще в старшей группе. Первоначально упражнения
на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного
фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных
навыков входят в структуру занятия по развитию речи, а затем выделяются
в специальное занятие (в подготовительной группе).
Дети знакомятся с явлениями языковой действительности - звуками, словами,
предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования
звуко-слогового состава слова и предложения. Формируют навыки послогового
чтения.
Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму:
- формированию правильной посадки и захвата карандаша,
- развитию ручной моторики и зрительно-моторной координации,
- развитию умения ориентироваться на нелинованном листе и на линованном
(сначала на линованном в клетку, - затем в линейку),
- ознакомлению с образами печатных букв и их графическим начертанием,
- освоению техники написания элементов прописных букв.
Важнейшее место в структуре занятия по подготовке к обучению грамоте
занимают упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии.
6.
Развитие элементарных математических представлений (РЭМП).
В процессе
этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных
задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у
воспитанников специальных групп, особенно при ЗПР церебрально-органического
происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: память
на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных
отношений, чувство ритма. Отстают в развитии мыслительные операции и
речь. Поэтому, прежде чем формировать ЭМП необходимо (на основе диагностических
данных) организовать пропедевтический период обучения, который станет
основой для усвоения ребенком математических представлений в рамках
программных требований.
С другой стороны, математическое развитие является мощным инструментом
· для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов,
группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
· для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать,
сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости
и закономерности и др.);
· развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний,
логико-грамматических конструкций, например: Саша быстрее приедет к
финишу, потому что он едет на велосипеде, а Витя на самокате.);
· подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций:
произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу,
по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.);
Математические представления формируются по следующим разделам: множество,
количественные представления, представления о форме, величине, пространственные
и временные представления.
7.
Обучение игре.
Введение
в учебный план такого рода занятий обусловлено значительным отставанием
детей с ЗПР в овладении сюжетно-ролевой игрой. Специальные обучающие
занятия проводятся с детьми младшей и средней группы, при этом решаются
следующие задачи:
· формирование игры как деятельности, развитие ее компонентов;
· развитие игры как совместной деятельности;
· обогащение содержания детских игр.
В старшем дошкольном возрасте дети реализуют свою потребность в игре
через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами
игровых ситуациях. Педагоги через другие занятия, через наблюдения
за профессиональной деятельностью взрослых, беседы и чтение литературы
формируют у детей представления о природе и рукотворном мире, мире
социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация
запланированных взрослым задач возможны только при наличии у детей
определенных знаний и представлений, а также соответствующих игрушек
и атрибутики.
Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться,
чтобы она была логично связана с тематикой занятий по "Ознакомлению
с окружающим миром". Детей обучают сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации,
подвижной игре. При обучении широко используют дидактические игры
8. Изобразительная деятельность (ИЗО деятельность).
Изобразительная
деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет
моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального
развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятие,
память, внимание. Большое значение имеет уровень развития пространственных
представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи
по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические
задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы
ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования
навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия,
на которых детей учат с помощью карточек-заместителей наглядно составлять
план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность
действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат
с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать
не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности,
но и как инструмент коррекции и развития.
В рамках ИЗО деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации.
На начальном этапе (в младшей группе) занятия проводят на основе совместной
деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка
эмоционально-положительного отношения к ИЗО деятельности.
Операциональные предпосылки ИЗО деятельности формируются на коррекционно-развивающих
занятиях учителя-дефектолога.
Примечание.
Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования,
анализу строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной
и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают
в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно
друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с
готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных
на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе
детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.
Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом
полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений
детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим
проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование),
при этом их логическая последовательность сохраняется.
9.
Конструирование.
Конструирование
занимает в дошкольном воспитании такое же значимое место, как и рисование,
и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. В процессе конструирования
ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится
выделять существенные отношения и связи между деталями и предметами.
Детей учат преобразовывать предметные отношения различными способами
(надстраиванием, перестраиванием комбинированием и др.), обучают навыкам
моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов.
Детей учат конструированию из строительного материала, бумаги, природного
материала, обучают различным способам крепления деталей конструкторов.
Занятия конструированием имеют и коррекционно-развивающую направленность.
Они способствую формированию навыков предварительного планирования,
развитию восприятия пространственных представлений, сенсорно-перцептивных
способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности
к моделированию и замещению.
10. Труд.
Задачи
трудового воспитания решаются как при проведении режимных моментов,
а также на специальных занятиях по ручному труду в рамках "Учебного
плана". На занятиях у детей формируют представления о свойствах
различных материалов (бумага, картон, ткань, природный материал), учат
приемам работы с материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей
и др.). При изготовлении различных поделок и игрушек детей учат использовать
в работе ножницы, клей, пластилин, иголку и нитки. Кроме того, детей
учат планировать свою деятельность, развивают такие личностные качества
как терпение и трудолюбие.
11.
Социальное развитие.
В старшей
и подготовительной группе проводят специальные занятия по социальному
развитию. Детям демонстрируют образцы норм социально-правильного поведения,
формируют представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных
отношениях и др. С этой целью воспитатель отбирает художественные произведения
или фрагменты, которые затрагивают нравственно-этическую сферу отношений
между людьми. Педагог в работе использует драматизации, а также моделирование
проблемных ситуаций.
Такие занятия имеют особое значение для детей с ЗПР, так как многих
из них характеризует эмоционально-личностная незрелость.
12.
Ознакомление с художественной литературой.
На
занятиях по ознакомлению с художественной литературой воспитатель решает
традиционных для дошкольных учреждений задачи, но особое внимание уделяется
работе над пониманием содержания текстов, расширению представлений об
окружающем мире, расширению словаря.
13.
Музыка.
На
занятиях реализуются в основном традиционные задачи, которые стоят перед
ДОУ. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения,
петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах.
Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных
и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на
развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства
ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.)
Занятия проводит руководитель по музыкальному воспитанию, преимущественно,
в первой половине дня.
14.
Физическая культура (ФИЗО).
Кроме
традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия реализуются
и специальные коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти,
способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование
ориентировки в пространстве. Предлагаются упражнения, требующие выполнения
движений по условному сигналу (знаку или слову). Детей учат основным
движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье), развивают двигательные качества,
включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные
игры.
Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных
и достижений детей. Занятие проводит воспитатель по ФИЗО, преимущественно,
в первой половине дня.
Специальные оздоровительные задачи решаются на занятии ЛФК (при наличии
лицензии на этот вид деятельности) на основе медицинских назначений.
15.
Коррекционная ритмика.
"Коррекционная
ритмика" это специальное комплексное занятие, на котором средствами
музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит
коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений,
развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества,
как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по
"Коррекционной ритмике" построены на сочетании музыки, движения,
речи. Занятие проводит специально обученный педагог.
Коррекционно-развивающее
содержание является центральным на занятии. Задачи этого направления
прямо вытекают из качественного своеобразия развития детей с ЗПР. Можно
выделить несколько блоков коррекционно развивающих задач, реализуемых
на занятиях КР.
А.
Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических
движений;
Б.
Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности,
совершенствование психомоторики;
В.
Развитие способности ориентироваться в пространстве;
Г.
Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
Кроме
того, в структуру занятия включаются:
- творческие задания, направленные на развитие воображения, детской
фантазии;
- комплексные игры различной подвижности и разной направленности;
- релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального
напряжения в конце занятия.
Приведем
примеры игр и упражнений каждого блока.
А).
Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических
движений.
Игры и упражнения, направленные на:
- развитие мышечного тонуса, тренировку отдельных групп мышц и основных
видов движений;
- выработку правильной осанки, чувства равновесия;
- развитие точности, координации, плавности, переключения движений;
- преодоление двигательного автоматизма движений; .
Музыкально-ритмические
упражнения, направленные на:
- формирование чувства музыкального размера, темпа, ритма
- согласование движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений
под музыку;
- изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов
звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко);
- согласование движений с пением .
Игры
и упражнения, направленные на развитие имитационно-подражательных выразительных
движений
- под музыку,
- без музыки (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника,
наездника и т.п.)
Б).
Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности,
совершенствование психомоторики.
Игры и упражнения, направленные на
- развитие быстроты и точности реакции при действии наглядных звуковых
или вербальных сигналов;
- развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределение);
- развитие всех видов памяти;
- согласование слова и движений без музыкального сопровождения (слово
управляет движением;
- развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному
сигналу.
В).
Развитие способности ориентироваться в пространстве.
Развитие
- оптико-пространственныой ориентировки в пространстве зала через движение
- пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, выполнение
действий на основе вербальной инструкции,
- умение отдавать команды (движение влево, вправо, назад, вперед, руки
вверх / вниз и т.д.).
Г).
Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
Игры и упражнения направленные на
- понимание различных эмоциональных состояний, отдельных черт характера;
- развитие имитационно-подражательных выразительных движений и действий
отражающих различные эмоциональные состояния и характерные черты личности,
выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движение
и действий. Развитие произвольности при выполнении движений и действий
- развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.
Занятия
имеют следующую структуру.
1. Вводная часть - двигательная разминка (4 - 5 минут) включает в себя
разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных
направлениях под музыку.
2. Основная часть (20 - 22 минут) состоит из упражнений на развитие
и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических
движений (А), развитие психических функций и компонентов деятельности,
совершенствование психомоторики (Б), на развитие способности ориентироваться
в пространстве (В), на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов
личности (Г). Кроме того, по необходимости, в основную часть включают
игры различной подвижности.
3. Заключительная часть - 6 - 8 минут.
Включает в себя подвижную или речевую игру (зависит от двигательной
нагрузки основной части) и обязательную релаксационную фазу.
Методические
рекомендации к организации и проведению занятий по коррекционной ритмике.
Структура психического и двигательного развития детей с ЗПР имеет сложную
структуру, поэтому желательно, чтобы занятие КР проводил педагог с дефектологическим
образованием. Однако это не всегда возможно, так как предлагаемое планирование
занятий КР предполагает проведение занятий в основном под "живое"
музыкальное сопровождение с частичным использованием аудиозаписей. Поэтому,
при эффективном дефектологическом сопровождении, занятие может проводить
музыкальный руководитель. К тому же музыкальные работники детских садов
владеют методикой ритмики, т.к. музыкально-ритмические движения, танцы,
игры под музыку и т.п. в соответствии с программой дошкольных учреждений
являются составной частью занятий по музыке. Желательно, чтобы занятие
КР было запланировано в сетке занятий на первую половину дня. Это обеспечивает
присутствие на занятии второго педагога (учителя-дефектолога).
Одним
из ведущих принципов достижения эффективности работы на занятиях является
индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, психомоторных,
двигательных, психологических возможностей, а также состояние здоровья.
Учитывая, тот факт, что при приеме детей в специальный детский сад предпочтение
отдается детям с ЗПР церебрально-органического генеза, то при работе
с такими детьми необходимо учитывать их быструю психическую и физическую
истощаемость.
Индивидуальный подход в работе с детьми возможно осуществить только
на диагностической основе. Наиболее значимыми показателями для планирования
занятий КР и контроля развития детей являются качественные характеристики
двигательной сферы, показатели особенностей психомоторики, мимической
и артикуляционной моторики, особенности гнозиса и праксиса (в том числе
пространственного), развитие чувства ритма, состояние эмоционально-волевой
сферы и др. В условиях специального детского сада эти данные получаются
в результате комплексного диагностического обследования особенностей
развития детей. Обследование проводят специально подготовленные специалисты:
учитель-дефектолог, логопед, психолог. Дополнительные данные о состоянии
двигательной и психомоторной сферы педагоги получают на основе наблюдений
во время проведения занятий.
Учитывая состояние физического развития детей, музыкальный работник
чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно
дети физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют
себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается
потом на других занятиях.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков
является многократное повторение изучаемого материала с целью создания
здоровых динамических стереотипов.
В дошкольном возрасте на процесс психомоторного развития большое влияние
оказывает вторая сигнальная система. В исследованиях А.Р. Лурия, Е.
Д. Хомской, В.В. Лебединского показано, что наблюдающиеся у детей с
ЗПР нейродинамические трудности снимаются при усилении речевой регуляции.
Педагоги активно включают метод "проговаривание в громкой речи"
на этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий.
В старшей группе большинство упражнений выполняется на основе показа,
совместных с педагогом действий. В подготовительной группе - педагог
постепенно переходит к речевой инструкции.
Основной
задачей вводной части занятия является повышение мышечного и эмоционального
тонуса. Это достигается включением в двигательную разминку задач по
развитию основных видов движений: различных видов ходьбы, перестроений,
бега в различных направлениях под музыку. Кроме отработки основных видов
движений, дети учатся ориентироваться в пространстве, согласованно действовать
в коллективе. Таким образом, во время двигательной разминки организм
ребенка подготавливается к выполнению более сложных заданий, эмоционально
заряжается.
В основную часть включаются упражнения на развитие и коррекцию основных
видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений. Овладевая
разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки,
у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и
координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая
деятельность способствует формированию четкости, точности движений,
что сказывается затем на всей деятельности ребенка. Двигательные упражнения
способствуют формированию произвольного внимания, развивают зрительную,
слуховую и двигательную память. Способствуют развитию потребности в
движении, превращают их в упорядоченную, осмысленную деятельность.
Другой
важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры,
двигательные и психологические этюды. Применение на занятии этюдов решают
сразу несколько задач: для снятия двигательной нагрузки и мышечного
напряжения, как связку, при переходе от одного вида деятельности к другой.
В основную часть включено много речевых двигательных упражнений с музыкальным
сопровождением и без него. Детям трудно выполнять движения согласно
текста и одновременно произносить текст. Это приводит к расстройству
дыхания, скандированности речи, распаду двигательной программы. Чтобы
этого не допускать, двигательные упражнения с текстом выполняются в
следующем порядке:
- Педагог читает весь текст.
- Затем показывает детям, какие движения следует выполнять под конкретные
слова текста.
- Педагог читает текст, а дети выполняют заданные движения. При необходимости,
особенно в ставшей группе, чтение сопровождается показом.
- На последнем этапе дети могут одновременно произносит простые тексты
(или фрагменты текстов) и выполнять двигательное упражнение (по мере
запоминания слов текста).
Параллельно ведется работа над формированием правильного дыхания. Аналогично
проводится работа по согласованию движения с музыкой и пением. Некоторые
тексты стихов и песен можно предварительно разучить с воспитателем в
группе.
Особая роль в основной части отводится психологическим этюдам. Их применение
направлено на развитие эмоционально-личностной сферы детей, способствует
понимания эмоциональных состояний и личностных качеств других людей,
умению адекватно их выражать. На занятии КР дети закрепляют знания и
умения, полученные на занятиях психолога, отрабатывают эмоциональную
и двигательную выразительность пантомимическими средствами, применяют
свои знания и умения в творческих заданиях.
В заключительную часть включаются подвижные музыкальные и речевые игры
с обязательной релаксационной фазой для снятия двигательного и психоэмоционального
напряжения в конце занятия.
Игры отбираются несложные с методической точки зрения, которые не требуют
больших затрат сил и сложных движений. К ним относятся игры-драматизации
с музыкальным и стихотворным сопровождением, танцы. Игры и специальные
упражнения готовят детский организм к завершению занятия и являются
связующим звеном между основной частью и релаксационным упражнением.
Релаксационные упражнения сопровождаются тихой, спокойной музыкой. На
начальных этапах освоения релаксационных упражнений педагог помогает
детям расслабиться с помощью речи.
Например:
Педагог предлагает детям представить, что они лучи солнышка. Звучит
релаксационная музыка. Педагог тихим спокойным голосом с паузами произносит.
- Вы теплые, нежные лучики солнышка. … Лучики согревают все своим теплом.
… Согреваются руки, … ноги. … И вот тепло растеклось по всему телу.
Или. Педагог предлагает детям представить, что они находятся на морском
берегу. Звучит релаксационная музыка. Слышны звуки моря.
- Представьте, что вы лежите на берегу моря, рядом плещется вода. Солнце
греет так, что не хочется шевелиться. … Ваши ноги и руки раскинуты в
стороны, глаза закрыты. Жарко. … Слушайте, как плещутся волны.
Если
ребенок с трудом может расслабляться, педагогу следует слегка погладить
ребенка по рукам, ногам. Можно слегка принудительно потрясти руку или
ногу ребенка. Это также поможет ребенку ощутить состояние расслабленных
мышц.
Важно отметить, что занятие КР должны проходить на фоне эмоционального
подъёма. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара
и текстов, структурой занятия, умелым проведением занятия и личностных
качеств педагога. Особое значение имеет правильное отношение педагога
к достижениям каждого ребенка. Необходимо непременно поощрять малейшие
успехи детей, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных
затруднений, проявлять терпеливое, щадящее отношение к каждому ребенку.
Не допускаются отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений,
резкий или повышенный тон обращения к детям, привлечение внимания коллектива
к ребенку в случае ого неуспехов. Дети должны испытывать радость от
предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением
свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.
Во
второй части пособия представлены комплексы заданий для проведения занятий
КР в старшей и подготовительной группе. Основу комплексов составляют
наиболее удачные (по мнению авторов) и широко апробированные задания
и упражнения из различных музыкальных и психологических сборников. Источники
первоначальных заданий и упражнений обозначены в комплексах цифрой,
заключенной в скобки. Основные сборники приведены в приложении 1. Авторские
задания не имеют сносок. Все упражнения адаптированы для детей с ЗПР,
имеют авторское методическое сопровождение и прошли длительную апробацию.
Более
подробно с планированием и содержанием работы занятий коррекционной
ритмикой можно ознакомиться в пособии "Коррекционная
ритмика" (Планирование работы, содержание занятий, нотные приложения)
М.А.Касицына, И.Г.Бородина., "Гном и Д", 2005.
Учебный план может быть скорректирован
в зависимости от особенностей контингента воспитанников, а также материальных
и образовательных условий в детском саду.