Методическая литература
 

Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.

Главная страница методическая литература Познавательное развитие

На Главную страницу сайта

К разделу "Методическая дитература"

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром
Развитие и коррекция речи, развитие и коррекция артикуляционной моторики, речедвигательная гимнастика
Подготовка к усвоению грамоте
Формирование элементарных математических представлений
Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, пространственных представлений

 

Ознакомление с окружающим миром

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Шевченко С.Г. . Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений - М.: Школьная Пресса, 2005.
В книге описаны особенности познавательной деятельности и речи старших дошкольников с ЗПР и методика работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, способствующая сенсорному, умственному, речевому развитию детей.

 

Предметы вокруг нас.
Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Данные методические рекомендации предлагают различные приемы и средства для формирования у учащихся на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях обобщенных представлений о цвете, форме, величине предметов, их количестве и расположении в пространстве.

Природа и мы. Тетрадь с печатной основой
Шевченко С.Г . - Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Учебник "Природа и мы" поможет сформировать у детей представления о сезонных изменениях природы, о растениях и животных из ближайшего окружения. Тетрадь с печатной основой поможет сформировать у детей представления о сезонных изменениях в природе, о растениях и животных из ближайшего окружения; научить детей строить высказывания о собственных наблюдениях и практической деятельности. Пособие может быть использовано учителями на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также родителями и дефектологами при подготовке детей к школе.

Предметы вокруг нас.
Шевченко С.Г., Капустина Г.М. В 2-х частях. Тетради для индивидуальных и групповых коррекционных занятий.- Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Тетради с печатной основой включают в себя 40 занятий и содержат материал для практической деятельности учащихся в соответствии с разделом "Предметы вокруг нас", входящим в программы "окружающий мир" и "Математика" 1 класс.
Предназначены для индивидуальных и групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности на первоначальном этапе обучения.

 

Знакомимся с окружающим миром: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста.
Баряева Л.Б. Логинова Е.Т. Лопатина Л.В. - М.: Дрофа, 2007.
Пособие поможет родителям и воспитателям формировать первоначальные представления детей 2,5 - 3,5 лет о себе и окружающем мире.
Материалы пособия также могут быть использованы в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

 

Я - говорю!: Ребенок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.
Баряева Л.Б. Логинова Е.Т. Лопатина Л.В. - М.: Дрофа, 2007, 2008.
Рабочая тетрадь входит в комплект "Я - говорю!". Издание предназначено для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности. Оно содержит уникальную инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы. Книга может использоваться как в индивидуальной педагогической практике, так и при реализации образовательных программ коррекционной направленности в детских садах и школах.

 

Ознакомление со звуками окружающей действительности детей с отклонениями в умственном развитии.
Лебедева Е.Н. М.: Классик Стиль, 2007.
Настоящая работа создана на основе обобщения практического опыта и научного экспериментального исследования. В пособии даются методические рекомендации, содержание дидактических игр по ознакомлению дошкольников с отклонениями в развитии со звуками окружающей действительности.
Книга предназначена педагогам-дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям образовательных учреждений компенсирующего вида, студентам дефектологических факультетов и родителям, воспитывающим детей с отклонениями в умственном развитии.

 

Комплексный подход к изучению темы: Птицы в детском саду для детей 6-7 лет с ЗПР.
Новикова И.М. Методический и раздаточный материал. - М.: Гном и Д, 2005.
В пособии представлена система коррекционных занятий с детьми, имеющими задержку психического развития, в условиях специальной группы детского сада по изучению темы "Птицы".
Даны структура и содержание коррекционной работы, примерный план работы на год, конспекты занятий и праздника, наглядно-дидактический материал, подвижные игры.

 

 

Методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями: Комплексный подход
Новикова И.М. Четыре времени года:. - М.: Гном и Д, 2005.
В пособии представлена система коррекционно-педагогической работы при изучении сезонных изменений в природе с детьми, имеющими задержку психического развития, в условиях специальной группы детского сада.
Раскрывается структура, содержание и примерный план работы на год, конспекты занятий, сценарии сказок, наглядно-дидактический материал.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам и воспитателям.

 

 

Развитие и коррекция речи, развитие и коррекция артикуляционной моторики, речедвигательная гимнастика

Обследования речи дошкольников с задержкой психического развития.
Коненкова И.Д. - М.: Гном и Д, 2005.
В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования.

Коненкова И.Д. Обследования речи дошкольников с задержкой психического развития:- М.: Гном и Д, 2008.
Картинный диагностический материал.

 

Система коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
Датешидзе Т.А. . - СПб.: Речь, 2004.
В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей коррекционно-диагностических групп детей раннего возраста с речевой патологией. Ею могут воспользоваться мамы, желающие помочь своему ребенку в общем речевом развитии.

 

Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития
Иванова О.в., Лопатина Л.В. : СПб.: Каро, 2007.
Пособие посвящено одной из сложных и малоразработанных проблем логопедии - нарушениям восприятия устной речи и их коррекции у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). В пособии излагаются современные представления о процессе восприятия устной речи, о структуре речевого дефекта и особенностях понимания речи детьми с данной формой психического дизонтогенеза. Предлагаются диагностические приемы по выявлению нарушений восприятия речи, а также методика логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР..

 

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
Глухов В.П. - М.: АРКТИ, 2004.
В пособии представлены содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Приводится методический материал к проведению логопедических и воспитательных занятий - примерные планы, методические разработки, тексты для обучения детей различным видам рассказывания. Пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, а также широкого круга логопедов-практиков.

 

Коррекция устной и письменной речи учащихся.
Ефименкова Л.Н. - М.: Владос, 2006.
В книге раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Система разработана на основе многолетнего практического опыта автора. Книга предназначена логопедам, работающим на школьных логопунктах, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Она может быть полезной учителям начальных классов массовых школ и родителям.

 

Методика формирования и развития устной речи.
Микшина Е.П., Горбунова Н.В., Магометова Е.Ю. - СПб., 2001.
Практикум будет полезен специалистам по коррекции слуха и речи, учителям начальной школы для детей с нарушением слуха, учителям речевых школ. Практикум адресуется также студентам, получающим специальность с сурдопедагога дошкольных и школьных учреждений и логопеда.

 

Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Коррекционно-развивающая программа формирования навыков связной речи; Диагностика.
Воробьева В.К. - М.: Астрель, 2006.
Учебное пособие посвящено формированию навыков связной речи у детей с системными речевыми расстройствами.
Представлено теоретическое и методологическое обоснование диагностической и коррекционно-развивающей программ.
Пособие включает авторскую диагностическую методику развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с системным недоразвитием речевой деятельности, предлагаются разнообразные тесты для выявления состояния монологической речи.

 

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии
Е .Ф. Архипова Издательства: АСТ, Астрель, 2008 г.
Учебное пособие по коррекционно-логопедической работе с детьми со стертой дизартрией создается впервые.
Подробно изложена клинико-педагогическая характеристика данной категории детей. Определены этапы и направления логопедической работы при дизартрии.
Рассмотрены современные методы нормализации дыхания, моторных функций речи, постановки звуков речи.
Представлена авторская методика автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

 

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. . Айрис-пресс, 2007
В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательных занятий по периодам обучения, а также рекомендации по использованию лексического материала.

 

Как научить ребенка говорить, читать и думать
А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская,. М., Паритет, 2001 г.
Издание предназначено для развития у детей раннего и дошкольного возраста связной речи, памяти, внимания, мышления и навыков понимания при чтении. Игры и занятия пособия предназначены для воспитателей и родителей, проводящих занятия с детьми в возрасте от полутора до семи-восьми лет.
Пособие состоит из двух брошюр: одна из них содержит разрезные картинки, другая - методическое руководство по использованию материала. Его могут использовать как родители в домашних условиях, так и специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) и воспитатели детских садов.

 

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами:
Учебное пособие для логопедов, студентов (под ред. Логиновой Е.А.) - М.: Союз, 2004.
Пособие предназначено логопедам дошкольных коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушениями речи, а также студентам факультетов коррекционной педагогики. Кроме того, методический материал по устранению речевых нарушений будет полезен и родителям.

 

Игротека речевых игр: Выпуск 1: Кого везут в зоопарк: Игра на согласование количественных числительных и существительных: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями
Бикина Н.В. Мельникова С.М., - М.: Гном и Д, 2006
В пособии представлена многоцелевая дидактическая игра для развития речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам "Животные и птицы жарких стран", "Животные и птицы стран Севера", "Домашние птицы", "Зимующие птицы", "Дикие животные". Игра способствует: пополнению и активизации словаря детей, совершенствованию грамматического строя речи, развитию памяти, внимания и словесно-логического мышления.

Игротека речевых игр: Выпуск 2: На лесной поляне: Игра на согласование количественных числительных и существительных: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Бикина Н.В. Мельникова С.М.. - М.: Гном и Д, 2006.
В пособии представлена многоцелевая дидактическая игра для развития речи у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые". Игра способствует: пополнению и активизации словаря детей, совершенствованию грамматического строя речи, развитию памяти, внимания и словесно-логического мышления.

Игротека речевых игр: Выпуск 3: Собери букет: Игра на согласование количественных числительных и существительных: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Бикина Н.В. Мельникова С.М. . - М.: Гном и Д, 2006.
В пособии представлена многоцелевая дидактическая игра для развития речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам "Садовые цветы", "Полевые цветы", "Первоцветы". Игра способствует: пополнению и активизации словаря детей, совершенствованию грамматического строя речи, развитию памяти, внимания и словесно-логического мышления.

Игротека речевых игр: Выпуск 4: Волшебная посуда: Игры на классификацию предметов посуды и развитие навыков словообразования для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Бикина Н.В. Мельникова С.М. - М.: Гном и Д, 2006.
В пособии представлены многоцелевые дидактические игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Посуда". Игры способствуют: пополнению и активизации словаря детей, совершенствованию грамматического строя речи, развитию памяти, внимания и словесно-логического мышления.

Игротека речевых игр: Выпуск 5: Дорисуй и собери: Игры на согласование количественных числительных и существительных, на развитие внимания и классификацию предметов одежды, обуви, головных уборов для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Бикина Н.В. Мельникова С.М. .: Гном и Д, 2006.
В пособии представлены многоцелевые дидактические игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам "Одежда", "Обувь", "Головные уборы". Игры способствуют: пополнению и активизации словаря детей, совершенствованию грамматического строя речи, развитию памяти, внимания и словесно-логического мышления.

В мире животных и птиц: Игры на развитие навыков звуко-буквенного анализа и лексико-грамматических категорий на материале тем "Птицы", "Животные" для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Наумова Э.Д. Игротека речевых игр: Выпуск 6: - М.: Гном и Д, 2007.
Данные настольные игры составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С их помощью можно научить ребенка выделять начальные звуки в словах, дифференцировать гласные и согласные звуки, различать согласные звуки по твердости-мягкости, правильно соотносить звуки и буквы, закрепить навыки слитного чтения слов, расширить знания детей о животном мире (уточнить представления о животных и птицах)

 

 

 

 

 

 

 

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 1, 2, 3, 4.
Теремкова Н.Э. Изд. 2-е, испр. М., Гном Д, 2008.
Альбом 1 предназначен для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. Он является составной частью комплекта из четырех альбомов с Логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам.
Цель данного пособия - помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.
Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно по заданию логопеда переписывать домашние задания, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддержать интерес ребенка к занятиям.

 

Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет: От глаголов - к предложениям.
Ильякова Н.Е. - М.: Гном и Д, 2007
Данные логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет помогут активизировать у детей предметный и глагольный словарь. Используя материалы данного пособия, педагог сможет научить ребенка составлять и распространять простые предложения сначала без предлогов, а затем и с предлогами.

 

Речедвигательная ритмика.
Мухина А. Я. - М.: Астрель, 2009.
Пособие по речедвигательной ритмике в комплексной работе с детьми с нарушениями речи создается впервые. Подробно изложена физиологическая, лингвистическая и психологическая характеристика элементов технологии речедвигательной ритмики.
Рассмотрены современные методы нормализации дыхания, голоса, моторных функций, просодической стороны речи, постановки звуков речи с использованием приемов фонетической и музыкальной ритмики. Представлена авторская методика ритмического и логоритмического воздействия в процессе формирования произносительной и просодической стороны речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

 

Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика.
Краузе Е. СПб.: Корона-Ппринт, 2007.
Данное методическое руководство - памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть различного рода речевые дефекты.

 

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. . - М.: Гном и Д, 2008.
В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.

 

Логопедическая гимнастика.
Буденная Т.В. - М.: Сфера, 2009.
Раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения, даны краткие описания и методические указания по выполнению комплектов специальных упражнений. Практическую помощь окажут иллюстрации, представляющие правильное положение органов артикуляционного аппарата в различных упражнениях. Издание адресовано педагогам, дефектологам, студентам, родителям, всем, кто хочет улучшить свое звукопроизношение.

 

Логопедическая ритмика.
Волкова Г.А. - М.: Владос, 2003.
Рекомендовано МО РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
В учебнике автор раскрывает цели, задачи логопедической ритмики в работе с детьми, имеющими различные отклонения в речевом развитии.

 

Артикуляционная гимнастика
Косинова Е. . - М.: Эксмо, 2007.
Вы держите в руках необычную книгу, которая поможет вашему ребенку научиться говорить правильно и четко.
В книге представлен уникальный материал, который раньше был доступен только специалистам-логопедам: упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Все упражнения даны в виде сказок, игр и веселых заданий, поэтому заниматься малыш будет с удовольствием.
Правильное произношение звуков, богатый словарный запас и грамматически верная, связная речь - это залог хорошей успеваемости в школе.

 

Ритм, речь, общение.
Лопухина И. - СПб.: Крона-Век, 2008.
Книга посвящена популярнейшему в мире направлению в логопедии - комплексному развитию речи, мышления и ритмики ребенка. Упражнения, приведенные в книге, помогут детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов, развить подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышления.

 

Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.
Микляева Н.В. и др. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
Эта книга, адресованная практическим работникам ДОУ, призвана помочь им развить у детей чувство ритма, лежащее в основе языковой, музыкальной, художественной способностей, средствами логопедической и фонетической ритмики. Представленные в этой книге методические рекомендации и обширный практический материал направлены на создание системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих уровневую организацию психических процессов и развитие речи ребенка.

 

 

Подготовка к усвоению грамоте

Подготовка к обучению грамоте.
Тригер Р.Д. Пособие для учителя. - Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
В пособии раскрываются психолого-педагогические причины возникновения у школьников трудностей при освоении грамоты и обосновывается необходимость коррекционно-подготовительной направленности обучения и воспитания этих детей.
В книге рассматриваются содержание, личностно ориентированные методические подходы и технология подготовки к обучению чтению и письму. Большое место занимают конкретные рекомендации по работе с тетрадями "Звуки речи, слова, предложения - что это?", которые обеспечивают обучение детей в подготовительный период.

Звуки речи, слова, предложения - что это? (в трех частях).
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Учебник-тетрадь для подготовки детей к обучению грамоте. - Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Учебник "Звуки речи, слова, предложения - что это?" рекомендуется использовать в добукварный период обучения, когда происходит подготовка детей к обучению грамоте. Учебные пособия рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников, используемых в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида.

 

 

Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.
Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. - М.: Сфера, 2009.
В книге представлены занятия по обучению грамоте детей 5-6-летнего возраста с нарушениями речи.
Данное пособие включает большой лексический материал, игровые упражнения на формирование грамматических категорий, а также на развитие внимания, памяти, мышления.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей, работающих в специализированных дошкольных учреждениях, учителей-дефектологов.

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

Дошкольная математика 1-й год обучения.
Касицына М.А. Смирнова В.Д. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Гном-Пресс, 1999.
В пособии отражен системный подход к планированию, организации и проведению занятий с детьми в условиях детского сада или УВК. Оно содержит тематический и каледарный планы, 26 подробных планов-конспектов развивающих занятий, приложение с набором раздаточного материала для индивидуальной работы детей на занятиях и рабочую тетрадь с заданиями для закрепления пройденного детьми материала.
В детских садах коррекционной направленности (логопедических, ЗПР) - начиная со средней группы. Пособие содержит подробные инструкции и объяснения и может быть использовано родителями в условиях домашнего обучения детей.

Я начинаю считать. Рабочая тетрадь к пособию "Дошкольная математика" 1-й год обучения
Касицына М.А. Смирнова В.Д. . - М.: Гном и Д, 2006.
Рабочая тетрадь "Я начинаю считать" Входит в комплект учебно-практического пособия "Дошкольная математика" 1-й год обучения. Каждое занятие рабочей тетради состоит из 4 заданий развивающего и обучающего характера. Тетрадь может быть применена дошкольными педагогами на занятиях, а в вечернее время для закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях.

Раздаточные карточки к пособию "Дошкольная математика" 1-й год обучения.
Касицына М.А. Смирнова В.Д. - М.: Гном и Д, 2003.
Раздаточные карточки являются приложением к пособию "Я начинаю считать". (Рабочая тетрадь к пособию "Дошкольная математика 1-ый год обучения").

 

Дошкольная математика 2-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей.
Касицына М.А. - М.: Гном и Д, 2001.
Пособие является продолжением учебно-практического комплекта "Дошкольная математика. 1-й год обучения". В пособии представлена работа по формированию элементарных математических представлений и развитию умственных способностей у детей 4-5 лет.
Содержание пособия ориентировано на достижения стандарта дошкольного образования и может быть применено в детских садах, работающих по программе "Типовая программа обучения и воспитания в детском саду".
Пособие адресовано широкому кругу педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и коррекционной направленности (логопедических, ЗПР).

Дошкольная математика 2-й год обучения. Демонстрационный материал.
Касицына М.А. - М.: Гном и Д, 2001.

Дошкольная математика 2-й год обучения. Индивидуальные задания и раздаточные карточки.
Касицына М.А. - М.: Гном и Д, 2001.

 

 

Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики.
Белошистая А.В. М., Владос, 2004.
Издание представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются вопросы формирования и развития математических способностей дошкольников. Пособие отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошкольников. В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки, вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индивидуального подхода к ребенку при обучении математике. В пособие включены вопросы частной методики формирования элементарных математических представлений дошкольников с позиций развивающего обучения, а также опыт организации соответствующих занятий.

 

Я считаю и решаю! Уникальная методика обучения математике. Книга 1. 3-4 лет.
Белошистая А.В. У-Фактория, 2007 г.
Первая книга из серии изданий "Я считаю и решаю!" направлена на развитие математических способностей детей 3-4 лет. Уникальность методики Анны Витальевны Белошистой - специалиста с многолетним опытом - заключается в использовании геометрического материала, который позволяет основательно и глубоко подготовить дошкольника к изучению математики в школе (независимо от того, по какой программе будет осуществляться дальнейшее обучение).
Вниманию читателя предлагаются 36 занятий - по числу недель в учебном году, каждое из которых имеет свою цель и состоит из ряда упражнений, сложность которых легко регулировать. Систематические занятия (по 1-2 в неделю) позволят развить не только математические способности, но и речь, моторику, координацию, внимание и усидчивость ребенка. Приобретенные на занятиях навыки ребенок будет с удовольствием использовать и в практической жизни.

 

Я считаю и решаю! Уникальная методика обучения математике. Книга 2. 4-5 лет.
Белошистая А.В. У-Фактория, 2007 г.
Вторая книга направлена на развитие математических способностей детей 4-5 лет. Уникальность методики Анны Витальевны Белошистой - специалиста с многолетним опытом - заключается в использовании геометрического материала, который позволяет основательно и глубоко подготовить дошкольника к изучению математики в школе (независимо от того, по какой программе будет осуществляться дальнейшее обучение) и использованию математических способностей в практической жизни.
Вниманию читателя предлагаются 36 занятий - по числу недель в учебном году, каждое из которых имеет свою цель и состоит из ряда упражнений, сложность которых легко регулировать. Систематические занятия (по 1-2 в неделю) позволят развить не только математические способности, но и речь, моторику, координацию, внимание и усидчивость ребенка. Книга содержит цветное приложение.

 

Я считаю и решаю! Уникальная методика обучения математике. Книга 3. 5-6 лет.
Белошистая А.В. У-Фактория,, 2007 г.
Третья книга из серии изданий "Я считаю и решаю!" направлена на развитие математических способностей детей 5-6 лет. Уникальность методики Анны Витальевны Белошистой - специалиста с многолетним опытом - заключается в использовании автором геометрического материала, который позволяет основательно и глубоко подготовить дошкольника к изучению математики в школе (независимо от того, по какой программе будет осуществляться дальнейшее обучение).
Вниманию читателя предлагаются 36 занятий - по числу недель в учебном году, каждое из которых имеет свою цель и состоит из ряда упражнений, сложность которых легко регулировать. Систематические занятия (по 1-2 в неделю) позволят развить не только математические способности, но и речь, моторику, координацию, внимание и усидчивость ребенка. Книга содержит цветное приложение.

 

Подумай и сделай. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.
Белошистая А.В. , Дрофа, 2007 г
Логическое мышление является важной составляющей интеллектуального развития ребенка. Данное пособие позволяет включить элементы развития логического мышления в занятия математикой с ребенком четвертого года жизни.

 

Математика до школы. Для детей от 3 до 4 лет.
Белошистая А.В. М., Дрофа, 2008 г
Рабочая тетрадь для занятий с ребенком четвертого года жизни поможет взрослым стимулировать и развивать основные качества и свойства математического мышления на доступном ребенку игровом материале.
Задания имеют дидактические пояснения в методическом пособии.
Материалы комплекта могут быть использованы на групповых занятиях в дошкольных учреждениях и при индивидуальной работе родителей с детьми.

 

Подумай и сделай. Для детей 4-5 лет
Белошистая А.В. М., Дрофа, 2008 г
Логическое мышление является важной составляющей интеллектуального развития ребенка. Данное пособие позволяет включить элементы развития логического мышления в занятия математикой с ребенком пятого года жизни.

 

Занимательные задачи. Для детей и их родителей.
Н. В. Бабкина, С. В. Бабкин - М.: Айрис, 2006
В книге представлены логические задачи с веселым содержанием, объединенные общей сюжетной линией и персонажами, а также адресованные родителям рекомендации по помощи детям в решении этих задач. Материал способствует развитию внимания, гибкости мышления, умению находить нестандартные пути решения, аргументированно обосновывать свои суждения. При этом у детей развивается познавательная активность, стремление к размышлению и поиску, исчезает боязнь неправильного ответа. Совместное со взрослыми решение этих задач может стать прекрасным поводом к общению: воспоминаниям родителей о забавных историях из их детства, обсуждению событий, происходящих в жизни детей.

 

Математика для дошкольников в играх и упражнениях.
Баряева Л.Б. Кондратьева С.Ю. СПб, Каро, 2007
В пособии раскрыты современные подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, представлены варианты заданий для диагностики математического развития детей, дана характеристика основных нарушений в овладении счетной деятельностью (видов дискалькулии), профилактику которых можно и нужно начинать в дошкольном возрасте. Рекомендации по формированию математических представлений детей сопровождаются описанием игр и игровых упражнений с использованием литературного и картинного материала, полифункциональных игровых модулей "Часики", "", плоскостного геометрического конструктора, и другого оборудования, выпускаемого "ПКФ "АЛЬМА" (Санкт-Петербург).

 

Учимся решать задачи. Тетрадь для детей 5-6 лет.
Калинченко А. В. - М.: Айрис, 2006
В этой книжке-тетрадке собраны задания, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с азами математики, а также способствуют развитию мышления, речи, памяти, внимания, восприятия, воображения, воспитывают аккуратность и настойчивость.

 

Учимся считать и сравнивать. Тетрадь для детей 5-6 лет.
Калинченко А. В. - М.: Айрис, 2006
В этой книжке-тетрадке собраны задания, которые позволят детям научиться считать и сравнивать. Для этого в заданиях используются математические понятия, что позволяет получить все необходимые будущему первокласснику знания о количестве, величине, форме, пространственных и временных отношениях.

 

Пых: Книга по математике для детей и воспитателей
Козлова В. А. Школьная Пресса, 2005.
Книга знакомит детей с основными понятиями математики: множеством, числом, действиями над числами; формирует представления о логических операциях; обучает приемам проведения элементарных рассуждений, решению комбинаторных задач. Задания сопровождаются рисунками, которые играют важную роль в формировании математических понятий, образов, представлений.
В конце книги даны ответы. Выполнение заданий из этой книги, несомненно, пробудит интерес ребенка к математике, поможет развить логическое мышление.

 

Формирование у дошкольников представлений о времени: Части суток.
Ковалец И. В. Учебное пособие для детей ВЛАДОС, 2007
Пособие по формированию представлений о частях суток предназначено для работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью третьего и четвертого годов обучения, может быть использовано в практической работе с детьми с ранним детским аутизмом.
Знакомство со сменой частей суток как явлением природы - очень сложный и длительный процесс. Специфика временных характеристик реальной жизни, их цикличность и непрерывность с большим трудом воспринимаются детьми. Материал пособия окажет существенную помощь педагогам при формировании у детей этих временных представлений. Задания на рассматриваемую тему предложены с учетом жизненного опыта малышей. Работа с пособием также будет способствовать развитию речи, формированию элементарных арифметических представлений, развитию мелкой моторики рук, развитию коммуникативных навыков и позволит расширить познания детей о гармонии окружающего мира.

 

 

Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, пространственных представлений

Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития.
Агапутова О.Е. Кондратьева С.Ю. М.: СПб., Детство-Пресс, 2008.
Методическое пособие адресовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с детьми с задержкой психического развития. Предлагаемая методика апробировалась в течение нескольких лет в работе с разными группами детей: с нормально развивающимися и с задержкой психического развития.

 

Формируем!; Совершенствуем!: Учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования.
Захарова А.В. Развиваем!; - М.: Прометей, 2004
Пособие рекомендовано для дефектологов, психологов, социальных педагогов, воспитателей, работающих в системе специального образования, а также всех тех, кто интересуется вопросами подготовки ребенка к школьному обучению.
Оно может оказаться полезным для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР). Если Вашему ребенку трудно учиться, он испытывает проблемы при запоминании учебного материала, а также при его воспроизведении, воспользуйтесь материалом, предложенном в пособии. Вы поможете ребенку научиться сравнивать, обобщать предметы и явления окружающего мира, а также сформировать основные понятия: "цвет", "форма" и "величина".

Развиваем! Формируем! Совершенствуем!: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет специальных дошкольных учреждений.
Захарова А.В. М.: Прометей, 2004
Пособие рекомендовано для дефектологов, психологов, социальных педагогов, воспитателей, работающих в системе специального образования, а также всех тех, кто интересуется вопросами подготовки ребенка к школьному обучению. Око может оказаться полезным для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР). Если Вашему ребенку трудно учиться, он испытывает проблемы при запоминании учебного материала, а также при его воспроизведении, воспользуйтесь материалом, предложенном в пособии. Вы поможете ребенку научиться сравнивать, обобщать предметы и явления окружающего мира, а также сформировать основные понятия: "цвет", "форма" и "величина". Комплект состоит из рабочей тетради для детей 6-7 лет и учебно-методического пособия для педагогов, психологов, дефектологов.

 

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Пособие для педагога-дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми.
Стребелева Е.А. - М.: Владос, 2008.
В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 и дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. ... Адресуется учителям дефектологам, психологам, преподавателям колледжей и вузов, слушателям семинаров и курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов, родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал)
Стребелева Е.А. : - М.: Владос, 2008.
Иллюстрации наглядного материала соответствуют главам и разделам книги Е.А. Стребелевой "Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии" и являются наглядно-практическим приложением к ней.
Пособие рекомендуется использовать в процессе занятий с детьми для формирования определенных умственных действий.
При грамотном подходе к работе педагог сможет научить ребенка целостному восприятию ситуаций, изображенных на картинках, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования.
Картинный материал окажет значительную помощь в формировании соотношения между словом и образом, умений выполнять классификацию и систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.

 

 

Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.
Стребелева Е.А. - М.: Владос, 2008.
В пособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, а также студентам дошкольных и дефектологических факультетов педагогических вузов.
В основу пособия положено вышедшее в 2001 году издание авторов А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой "Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии".

 

Логические задачи для развития интеллекта младших школьников.
Бабкина Н.В. Тетрадь с печатной основой. - М.: Школьная Пресса, 2006
Рабочая тетрадь содержит логические задачи, способствующие интеллектуальному развитию детей, испытывающих трудности в обучении (учащихся классов КРО и специальных (коррекционных) учреждений VII вида). Систематические упражнения в решении логических задач помогут развитию у учащихся навыков анализа условий математических задач, умения самостоятельно их обдумывать, находить нестандартные пути решения. Методические рекомендации, помещенные в начале тетради, помогут специалистам выбрать оптимальные виды заданий как для детей с ЗПР, так и для детей с нормальным развитием.

 

Зрительная память и восприятие.
Бабкина Н.В. Тетрадь для детей 5-6 лет. - М.: Айрис, 2006
Пособие представляет собой руководство по проведению занятий, направленных на развитие зрительного восприятия, являющегося основой познания ребенком внешнего мира. В пособии приведена система заданий и упражнений, которая способствует развитию зрительной памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, восприятия пространственных и временных представлений, а также развивается мелкая моторика рук, т. е. всего того, что необходимо малышу для успешного начала школьного обучения.

 

Развиваем память.
Бабкина Н.В. Тетрадь для детей 5-6 лет. - М.: Айрис, 2006
Пособие представляет собой руководство по проведению занятий по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Приведенная в пособии система заданий и упражнений способствует увеличению объема внимания, развитию усидчивости, формированию таких свойств внимания, как устойчивость, распределение, переключение, т. е. всего того, что необходимо вашему малышу для успешного начала обучения в школе. Пособие направлено на оказание практической помощи родителям, педагогам, воспитателям и психологам в организации работы по подготовке ребенка к школе.

 

Развиваем мышление.
Бабкина Н.В. Тетрадь для детей 5-6 лет. - М.: Айрис, 2006
В пособии приведена система увлекательных заданий и упражнений, способствующих развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, способность к формированию понятий и суждений, то есть всего того, что необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

 

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
Дунаева З.М. Метод. пособие. - М.: Советский спорт, 2006
Методическое пособие посвящено актуальной проблеме - формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития в сравнении со становлением пространственной функции у нормально развивающихся и умственно отсталых детей. Особое внимание уделено описанию научно обоснованных форм и методов коррекции выявленных нарушений у детей в дошкольном возрасте, что будет способствовать предупреждению школьной неуспеваемости.

 

Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Н. Я. Семаго. М., Айрис-Пресс, 2007 г.
Представленная в пособии авторская программа предназначена для работы специалиста по разделу "Формирование пространственных представлений" как в качестве развивающей, так и в качестве коррекционной. Она направлена на усвоение ребенком знаний о пространстве как важнейшем этапе формирования когнитивной сферы ребенка в целом, базисном для дальнейшего развития его мышления. Помимо этого ребенок расширит словарный запас, уточнит и систематизирует свои представления о пространственных категориях речи.
Материалы книги также могут быть использованы в работе по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений.

 

Формирование пространственных представлений у детей: Пространство языка: Лингвистическое пространство
Н. Я. Семаго. : Дошкольный и младший школьный возраст: Демонстрационный материал М., Айрис-Пресс, 2007 г.

 

Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники: Развитие общей моторики и координации движений; Коррекция эмоциональной сферы, трудностей поведения и характера; Развитие мышления, воображения, памяти и др.
Изд. 1-е/ 2-е., Феникс, 2009.
Настоящее издание представляет собой Практическое пособие по психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками. В нем уделяется внимание вопросам организации коррекционной работы, представлены разнообразные тренинговые упражнения и игры, подобранные в соответствии с задачами и проблемами развития в каждом возрасте. Они направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития детей.

 

Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет
Галанов А.С., М.: Аркти, 2006.
В пособии подробно изложены проблемы психического и физического развития детей от одного года до трех лет, приведены нормы физического развития. В каждом разделе дано подробное описание рекомендуемых игр для развития зрительной и слуховой системы, внимания, памяти, воображения, воли. В конце пособия - примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей данного возраста. В Приложениях рекомендованы методы оценки психофизического развития ребенка, а также лечебно-профилактические мероприятия.

 

Коррекция развития интеллекта дошкольников.
Сиротюк А.Л. - М.: Сфера, 2002.
Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

 

Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.
Галанов А.С - М.: Аркти, 2001.
В пособии подробно изложены проблемы психического и физического развития детей от трех до пяти лет, приведены нормы их физического развития. В каждом разделе дано подробное описание игр для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. В конце пособия - примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования, рекомендуемый для детей этого возраста. Специальная глава посвящена проблеме физической безопасности детей и мерам по ее обеспечению.

 

Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью: Практика специальной психологии.
Слепович Е.С., Поляков А.М. СПб., Речь, 2008
В книге рассматриваются вопросы, связанные с построением Психологической практики коррекционной работы с детьми, имеющими легкие отклонения в интеллектуальном развитии. По сравнению с имеющимися работами в сфере помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии новым в данной монографии является то, что авторы характеризуют закономерности и феномены отклоняющегося интеллектуального развития ребенка в соответствии с задачами психологической практики. Предложенная психологическая характеристика детей с отклонениями в интеллектуальном развитии лежит в основе построения системы психокоррекционной работы. Особое место в монографии занимает авторский подход к подготовке психологов к практике работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

 

Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Спб., Речь, 2007
В книге представлена авторская технология формирования гибкости мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на материале комбинаторики. Гибкость рассматривается как свойство творческого мышления, позволяющее варьировать способы решения задачи. В книге рассмотрены: теоретические вопросы развития гибкости детского мышления методика обучения детей решению комбинаторных задач система занятий для детей 4-10 лет.

 

300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет.
Силберг Дж. Попурри, 2004.
В книге использованы стихи А.Барто, С.Михалкова. Книга поможет широкому кругу родителей, воспитателей, учителей, забавляя, обучать детей разным полезным навыкам.

 

Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.
Боровская И.К., Ковалец И.В. я: В 2 ч,, Аладос, 2003.
В учебно-развивающем пособии предложена система заданий по формированию пространственных представлений детей, произвольного внимания, развитию их зрительно-пространственной ориентировки в окружающем мире. Задания расположены по мере возрастания их.

 

Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.
Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Речь, 2006
В данном научно-практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития. Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми. В данном научно-практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.

 

Ознакомление со звуками окружающей действительности детей с отклонениями в умственном развитии
Лебедева Е.Н. . Классикс-Стиль, 2008
Настоящая работа создана на основе обобщения практического опыта и научного экспериментального исследования. В пособии даются методические рекомендации, содержание дидактических игр по ознакомлению дошкольников с отклонениями в развитии со звуками окружающей действительности.
Книга предназначена педагогам-дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям образовательных учреждений компенсирующего вида, студентам дефектологических факультетов и родителям, воспитывающим детей с отклонениями в умственном развитии

 

 

На Главную страницу сайта

К разделу "Методическая дитература"

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Страничка создана18.09.2010

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 18 сентября 2010 г.


 

 

 

.

Hosted by uCoz