Методическая литература
 

Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.

Главная страница методическая литература Психологическое сопровождение

На Главную страницу сайта

К разделу "Методическая дитература"

Психологическое сопровождение

Еслиу ребенка задержка психического развития...
Кондратьева С. Ю.С-Пб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
В книге содержатся советы специалиста родителям дошкольников, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Из книги родители узнают о подробной классификации заболевания, его диагностике и видах коррекционной работы с детьми.
Предназначена для родителей детей-дошкольников, практических работников ДОУ.

 

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза
Семенович А.В. М, Генезис, 2007.
Автор книги - известный нейропсихолог, профессор МГППУ. Издание посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей.
В заключительной части учебного пособия представлены дидактические материалы - психолого-педагогические программы занятий, разработанные на основе нейропсихологического подхода к коррекции, абилитации и профилактике процессов развития.

 

Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада.
Бавина Т.В., Агаркова Е.И.
В практическом пособии раскрывается проблема детских страхов: виды, причины возникновения, особенности страхов у детей дошкольного возраста. Предложенные в пособии материалы (конспекты занятий, игры, упражнения и др.) помогут работникам дошкольных учреждений в работе по диагностике и преодолению у детей чувства страха, снятию эмоциональной напряженности, сохранению их нервно-психического здоровья.
Пособие адресовано воспитателям и психологам дошкольных образовательных учреждений.

 

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. - М.: Генезис, 2006.
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.
Крюкова С.В. - М.: Генезис, 2007.
Предлагаемая вашему вниманию психологическая тренинговая программа предназначена для работы с детьми 3-6 лет. Она состоит из трех частей, каждая из которых может использоваться по отдельности, однако в целом все части взаимосвязаны и направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

 

Диагностика и коррекция самосознания дошкольников.
Белановская О.В. - Минск, Вышэйшая школа, 2004.
В пособии рассматриваются методы диагностики самосознания детей раннего и дошкольного возраста, предлагаются материалы, в которых раскрываются содержание организации коррекционной работы, принципы и конкретные методы развития самосознания.
Предназначено для педагогов-психологов, социальных педагогов, работающих в сфере дошкольного воспитания, студентов и учащихся педагогических учебных заведений. Будет полезно воспитателям детских дошкольных учреждений, родителям, интересующимся практической психологией детства.

 

Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников.
Бычкова С.С. - М.: Аркти, 2002.
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом формирования умений межличностного общения со сверстниками у детей 6-го года жизни и осуществлять работу с родителями в этом направлении.

 

Психологические занятия с дошкольниками.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. - СПб, Речь, 2000.
В книге описана система упражнений и игр для развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста с учетом динамики каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Уделяется особое внимание развитию познавательных процессов, личностной и эмоциональной сфер, коммуникативных умений, воли и интеллекта. Приведены возрастные нормы психического развития ребенка и тематическое планирование психологических занятий.

 

Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.
Тригер Р. Д.СПб., Питер, 2008.
В книге представлен авторский подход к пониманию проблем социализации детей с задержкой психического развития.
В ней впервые обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам общения детей с задержкой психического развития. Анализ экспериментальных данных позволил показать, что причиной существенных трудностей социализации и формирования личности этих дошкольников и младших школьников являются нарушения внутрисемейных отношений, прежде всего отношений в системе "мать-ребенок". В издании рассматриваются условия, которые как благоприятствуют социализации детей с задержкой психического развития, так и, наоборот, ведут к школьной дезадаптации, сочетающейся с эмоциональными расстройствами.

 

Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет.
Белопольская Н.Л. .
В комплект входит методическое руководство и 36 игровых карточек, на которых 6 персонажей - мужчина, женщина, кошка, попугай, мышка, рыбка - выражают одно из 6 настроений - радость, горе, самодовольство, испуг, агрессия, недовольство.
Игра рекомендуется как дидактический материал для занятий с детьми дома, в детских садах и в начальной школе при обучении правилам поведения и основам этикета.

 

Общаться с ребенком. Как?
Гиппенрейтер Ю.Б. АСТ, Астрель, 2008.
Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. "Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка.

 

Продолжаем общаться с ребенком. Так?
Гиппенрейтер Ю.Б. М., АСТ, Астрель, 2009
Настоящая книга расширяет и углубляет темы предыдущей книги автора "Общаться с ребенком. Как?", которая стала лидером продаж благодаря редкому сочетанию научной глубины и ясности изложения.
В новой книге обсуждаются многочисленные вопросы, которые волнуют родителей: "Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить его хорошо учиться?". Разбираются и объясняются новые важные подробности и приемы искусства эффективного общения.

 

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
Алямовская В.Г., ПетроваС.Н. - М.: Скрипторий, 2000
Книга практического психолога. Раскрывает сущность и причины психоэмоционального напряжения у детей, авторы показывают возможные способы его предупреждения в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. Особое внимание они уделяют методике организации детского сна, режима жизнедеятельности, оздоровительных игр, ритмопластики, виброгимнастики, аутогенной тренировки.

 

Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет.
Семенака С.И. - М.: Аркти, 2005.
В пособии представлены разработки занятий по формированию у детей эмпатии; авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражнений, содержание которых носит вариативный характер; подобрана серия разнообразных диагностических методик по изучению проявления эмпатии у детей.

 

Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников.
Малахова А. Н. Речь, ТЦ Сфера, 2008 г.
Уникальность игровой программы "Небесное путешествие" состоит в комплексном психологическом развитии и коррекции не только психических процессов, но и эмоционально-личностной сферы дошкольников. В ходе игры решаются следующие задачи: развитие памяти, внимания, мышления; развитие самоконтроля и саморегуляции; повышение самооценки; развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе. Особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности, тревожности и гиперактивности.

 

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
Широкова Г. А. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2005.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста - одна из важнейших составных частей его психического развития.
В настоящем издании подробно рассматриваются эмоции и чувства как индивидуальные проявления и особенности личности, психологическое здоровье и эмоциональный комфорт детей дошкольного возраста, методы психологической диагностики эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста, педагогов и родителей; а также методы психологической коррекции и развития эмоционально-чувственной сферы личности детей

 

Занятия по психогимнастике с дошкольниками.
Алябьева Е.А. - М.: Сфера, 2007.
В книге представлена методика организации психогимнастики по двум направлениям, даны два комплекса занятий для детей дошкольного возраста с нормой развития и "пограничными нарушениями".
Представленный материал поможет освоить методику проведения психогимнастики как эффективного метода психопрофилактики и психокоррекции.

 

Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников.
Вайнер М.Э. - М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
Жизнь без эмоций, без эмоционального реагирования, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной и гармоничной. Если дошкольник не умеет общаться со сверстниками, обидчив, задирист, агрессивен, не смеется вместе со всеми, не переживает, если заболела любимая собака и т.д. - это значит, что в эмоциональной сфере ребенка не все благополучно.
В пособии даются конкретные решения проблемы профилактики, диагностики и коррекции недостатков эмоционального развития детей дошкольного возраста.

 

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.
Вайнер М.Э. - М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
Пособие адресовано родителям, воспитателям, учителям начальных классов, детским психологам, студентам, - всем тем, кого интересуют теоретические и прикладные аспекты решения проблемы профилактики, диагностики и коррекции нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста.

 

Проблемные дети: Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей.
Дмитриева Е.Е. - М.: Аркти, 2005.
В пособии раскрывается роль общения в развитии проблемного дошкольника. В чем особенности общения такого ребенка с окружающими его взрослыми? Как с помощью общения преодолеть задержки в развитии ребенка и подготовить его к школе? Автор дает ответы на эти и многие другие вопросы.

 

Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей.
Роберт Грин. Теревинф, 2008.
В книге профессора Росса В. Грина, специалиста по клинической психологии и психиатрии медицинской школы Гарварда, описывается новый подход к детям, за которыми закрепился эпитет "взрывные". Эти дети демонстрируют непереносимое для окружающих поведение: внезапно впадают в "неадекватное" состояние, зачастую проявляют физическую и словесную агрессию, устраивают длительные скандалы.
Метод доктора Грина был разработан, чтобы помочь взрывным детям научиться регулировать свое поведение, справляться со вспышками гнева и раздражения, мирно разрешать споры и разногласия.

 

Лесенка радости.
Хухлаева О.В. - М.: Совершенство, 1998.
В книге описываются принципы психопрофилактики и психокоррекции негативных отклонений в развитии личности дошкольников и младших школьников. Выделены основные направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми. Дана их содержательная характеристика. Сформулирована организационная основа занятий.

 

Маленькие игры в большое счастье.
Хухлаева О., ХухлаевИ., Первушина И. - М.: Эксмо, 2009
Цель настоящей книги - привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и необходимости организации специальных мероприятий, направленных на его сохранение. С этой позиции рассмотрено содержание психологического здоровья, факторы риска его нарушения, представлены организационная структура психологической поддержки дошкольников, содержание индивидуальной коррекционной работы с детьми и консультирования родителей, подробно описаны групповые развивающие занятия для тех возрастных групп. Книга может быть использована родителями, воспитателями, психологами дошкольных учреждений.

 

Психогимнастика.
Чистякова М.И. - М.: Просвещение, 1995.
В книге изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий. Пособие снабжено иллюстративным и нотным материалом. Предназначена книга широкому кругу читателей.

 

Развитие эмоций дошкольников
.
Минаева В.М, - М.: Аркти, 2000.
Занятия, изложенные в пособии, посвящены развитию эмоциональной сферы ребенка.

 

Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик (Альбом диагностических и коррекционных методик).
Романова А.А. - М.: Принт, 2004.
Рекомендуется для практических психологов, всех, кто интересуется диагностикой и игровыми регулятивно-коммуникативными подходами к коррекции нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.
Смирнова Т.П. - Р-Д, Феникс, 2005.
Практическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей (в возрасте от 5 до 12-14 лет). В книге приводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей, представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить системный подход к существующей проблеме.
Выделены направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Каждое направление содержит набор психологических приемов, методов, упражнений и техник.
В работе рассматриваются факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые способствуют агрессивному поведению детей. Подробно описаны обучающие приемы конструктивного общения с детьми.

 

Дезадаптивное поведение детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика.
Рычкова Н.А. - М.: Гном и Д, 2000.
В пособии раскрывается актуальная тема комплексного изучения контингента детей групп высокого риска по развитию дезадаптивных форм нарушений поведения в сравнительно-возрастном аспекте. Материалы предназначены для педагогов, психологов, дефектологов, психоневрологов, педиатров и психологов, работающих в детских лечебно-профилактических и образовательных учреждениях.

 

Технологии психологической помощи детей с отклонениями в развитии
В. В. Ткачева М., АСТ, Астрель, 2007 г.
Книга является первым учебником, в котором раскрываются теоретические подходы к воспитанию в семье детей с отклонениями в развитии и предлагаются психотерапевтические приемы по оказанию помощи семье.
Представлена авторская методика коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, отражена специфика преемственности в работе с другими реабилитационными учреждениями.

 

Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. СПб., Речь 2007.
Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать "сложных" детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких "проблемных" детей, а также советы родителям.

 

Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: Тесты; Игры; Упражнения.
Краснощекова Н.В. - Р-Н.: Феникс, 2005.
Представленные в книге игры и упражнения увлекательны по форме и по содержанию, они направлены на развитие нравственных качеств личности, воли, самопознания, самооценки, на развитие отношений с другими людьми, а также на развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста.
Игры подобраны по трем аспектам: гармонический (ценностный), отношенческий и творческий аспекты личности.
Также в книге собраны различные методы диагностики особенностей личности ребенка старшего дошкольного возраста по всем вышеперечисленным аспектам.

 

Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.
Грабенко Т.Н. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПб.:: Детство-Пресс, 2004.
Первая часть книги "Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры"называется "Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками". Она адресована родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему. Предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития. В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком - это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Авторы также показывают родителям и педагогам преемственность работы в рамках "песочной терапии" с детьми от 2,5 лет до более старшего возраста. Вторая часть - "Обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей. Адаптирующие игры" - поможет как родителям, так и преподавателям центров временного пребывания, реабилитации и коррекции, классов и групп "особый ребенок" образовательных учреждений в воспитании и социальной адаптации умственно отсталых детей и молодых людей. Эти игры также подойдут и для занятий с дошкольниками, не имеющими нарушений в развитии.

 

Практикум для детского психолога: Коррекционные игры; Детская конфликтология; Развивающие занятия.
Феникс, 2008
В книге дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по проблемам развития детей - дошкольников (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, ранний детский аутизм, задержка психического развития и т.д.). Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии коррекционной работы помогут специалистам выстроить индивидуальную программу. Предлагаемые рекомендации будут способствовать оптимизации общения родителей и детей.
Приведены подвижные и дидактические игры, которые могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе с детьми-дошкольниками.

 

Как победить детские страхи. Простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться.
Вера Голутвина. М., Гелеос, 2008
Почему папа, всегда такой добрый и ласковый, так страшно кричит на маму? Почему милая собачка соседей вдруг бросилась со страшным лаем? Почему кресло по ночам превращается в страшное чудовище?
Огромный, многообразный мир окружает ребенка. В нем столько необъяснимого, непонятного, рождающего страх.
Ваше внимание, забота, желание выслушать и понять, а не отмахнуться: глупости все это! - не дадут детским страхам развиться в фобии и неврозы, развеют их как дым. Незаменимым помощником на этом трудном пути станет наша книга с конкретными советами и рекомендациями. Пусть ваш ребенок будет здоров

 

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
(Сост. Поваляева М.А.) - Ростов-на. - Дону.: Феникс, 2006.
В этой книге собран и предложен читателям опыт предшествующих поколений. Рассмотрены наиболее интересные и эффективные нетрадиционные методы лечебной и коррекционной педагогики: фито- и ароматерапия, металло- и литотерапия, хромо (цвето) и музыкотерапия, гидротерапия и многие другие, которые при разумном использовании помогают нашим детям справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышают работоспособность, улучшают память, оказывают педагогам, воспитателям, медикам и родителям эффективную помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
Книга может быть интересна профессорско-преподавательскому составу, врачам, психологам, социальным работникам, педагогам-практикам, дефектологам медицинских и образовательных учреждений, а также учащимся колледжей, студентам, слушателям курсов повышения квалификации, родителям, широким слоям населения.

 

Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ
Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. . Теревинф, 2009 г.
В предлагаемом издании речь идет о групповом занятии КРУГ. В Центре лечебной педагогики (Москва) это занятие проводится с детьми дошкольного возраста, имеющими различные, в т.ч. тяжелые нарушения развития. Основная цель педагогов на занятии КРУГ - подготовка детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы к групповым занятиям, организация среды, позволяющей облегчить адаптацию таких детей в группе сверстников, а также формирование у детей мотивации к участию в групповых занятиях и общению со сверстниками. КРУГ - первое организованное занятие, в котором предлагается участвовать ребенку, не имеющему опыта занятий в группе. В приложениях вы найдете подборку игр с описаниями и варианты занятий для разных групп детей.

 

Азбука эмоций.
Ковалец И. В., Илона Ковалец Владос. 2006.
Допущено МО РФ в качестве методического пособия для педагогов общего и специального образования.
"Азбука эмоций" - первое практическое пособие по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. Цель пособия - научить ребенка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру; развивать у него умения управлять своими чувствами, организовывать свое поведение. В пособии представлены разнообразные упражнения, игры на выражение эмоций, на выразительность мимики, пантомимики.

 

Тропинка к своему "Я".
О.В.Хухлаева, Хухлаева О.В.
Издательство "Генезис" 2008
Цель настоящей книги - привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. С этой позиции рассмотрены содержание психологического здоровья, факторы риска его нарушения. Представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников. Подробно описаны групповые развивающие занятия для трех возрастных групп.

 

Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе : коррекционно-развивающие занятия
Светлана Семенака, 2009
В книге в популярной форме раскрываются механизмы психологической защиты у детей дошкольного и младшего школьного возраста, разъясняется необходимость осознания ребенком своих защитных возможностей и важность обучения его способам социально-психологической адаптации.

 

Диагностика и коррекция самосознания дошкольников
Белановская О.В., 2004
В пособии рассматриваются методы диагностики самосознания детей раннего и дошкольного возраста, предлагаются материалы, в которых раскрываются содержание организации коррекционной работы, принципы и конкретные методы развития самосознания. Предназначено для педагогов-психологов, социальных педагогов, работающих в сфере дошкольного воспитания, студентов и учащихся педагогических учебных заведений.

 

Формирование психологического здоровья дошкольников
Марина Стожарова, 2007
В пособии рассматривается актуальная проблема формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста. Даны теоретические основы понятия "психологическое здоровье". Приведены план-программа по формированию психологического здоровья детей 6-го и 7-го года жизни, конспекты занятий с детьми по эмоционально-психологическому развитию, примерные темы и планы консультаций с воспитателями, а также сценарии заседаний "Родительского клуба", посвященных проблеме формирования психологического здоровья детей.

 

Семья ребенка с отклонениями в развитии
Виктория Ткачева: 2007
В пособии изложены теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Раскрыты особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются такие дети. Описаны технологии психологического консультирования (направления и этапы, приемы взаимодействия психолога с близкими ребенка), основные направления и методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, представлены схема экспресс-диагностики и модель психологического заключения.

 

На Главную страницу сайта

К разделу "Методическая дитература"

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Страничка создана 19.09.2010

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 19 сентября 2010 г.


 

 

 

.

Hosted by uCoz