Клуб заботливых родителей

неофициального сайта московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.


Родителям > Специализированный детсий сад.

На Главную страницу сайта

К списку разделов Клуба

В последние время работающие и неработающие родители все чаще оказываются перед выбором: отдать ребенка в детский сад, воспитывать дома самим или пригласить няню? Особенно остро этот вопрос встает, если развитие ребенка протекает не совсем благополучно и ему требуется помощь специалистов: логопеда, дефектолога, психолога.
Мы не будем агитировать за то или иное решение, а просто расскажем о специфике организации работы в специальном (коррекционном) детском саду.

 

Составная часть "специальный" или "коррекционный" в названии нашего детского сада означает, что в нем созданы особые условия, которые необходимы для преодоления или нивелирования определенных недостатков развития ребенка в дошкольный период.
В наш детский сад направляются дети с так называемой "задержкой психического развития".
Часто этот термин крайне пугает родителей. Однако, если трактовать его упрощенно, то он означает, что у ребенка есть специфические проблемы, которые не позволяют ему активно осваивать окружающие его мир и поэтому он отстает в развитии. Развитие может отставать сразу по всем показателям, и тогда мы говорим о гармоничной задержке психического развития. Но чаще специалисты сталкиваются с "задержками", когда та или иная психическая функция отстает в большей степени (а может быть даже нарушена) и влечет за собой отклонение в развитии остальных.
Еще один важный момент, о котором должны знать родители ребенка с ЗПР, что это не умственная отсталость. В большинстве случаев, если начать оказывать ребенку специальную помощь достаточно рано (в 3 - 4 года), к началу школьного обучения развитие нормализуется, и наши воспитанники начинают успешно справляться со школьной общеобразовательной программой. Но для того, чтобы это произошло, родителям необходимо тесно взаимодействовать со специалистами и воспитателями детского сада. В некоторых случаях, без помощи врача также не обойтись.

Ведущим специалистом в нашем детском саду является учитель-дефектолог. В его задачи входит определение причины отставания в развитии и выработка программы по ее преодолению. Учитель также проводит занятия
по ознакомлению с окружающим миром,
развитию элементарных математических представлений,
развитию речи,
обучению элементарной грамоте.

Задачей учителя-дефектолога является не столько обучение ребенка, сколько развитие и коррекция его недостатков в процессе обучения. Чтобы добиться лучших результатов и учесть особенности каждого ребенка, учитель проводит занятия с малыми подгруппами или индивидуально.

Большой вклад в развитие личности ребенка и в развитие его эмоционально-волевой сферы вносит педагог-психолог. Занимаясь с детьми индивидуально или группами, он учит детей лучше чувствовать, сопереживать и понимать других и себя. Психолог является помощником и проводником для родителей в понимании детей. Во многих случаях он может помочь и в нормализации ситуации в семье, так как часто между родителями возникают конфликты из-за непонимания причин отставания развития их ребенка, из-за отсутствия у родителей специальных знаний, методов и приемов, необходимых для воспитания и обучения ребенка в условиях семьи.

Логопед в детском саду для детей с ЗПР является дополнительным специалистом и включается в работу только при наличии выраженной речевой недостаточности, если она выявлена логопедом детской поликлиники. Основными задачами логопеда являются развитие речевого слуха, нормализация звукопроизношения и грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Важное значение в развитии ребенка имеет его физическое здоровье. Родители должны знать, что многие соматические заболевания часто сами являются причинами задержки психического развития или осложняют ее течение. По этой причине задачи оздоровления и физического и двигательного развития стоят наряду с коррекционно-развивающими задачами. Реализуют эти задачи медицинская сестра, воспитатели групп, воспитатель по физическому развитию, руководитель коррекционной ритмики.

Еще одним направлением в развитие ребенка являются занятия музыкой. Специалисты в области специальной педагогики используют занятия музыкой, как мощное коррекционное средство, имеющее гармонизующий характер. Музыка воздействует на глубинные сферы психики ребенка, на его эмоции, способствует развитию чувства ритма, пространственных и временных представлений. Музыкальные занятия способствуют развитию базовых психических функций: памяти, внимания, восприятия. Занятия способствуют раскрытию творческого потенциала детей.
Музыкальные руководители также имеют дополнительную специальную подготовку. Большую радость детям и их родителям доставляют музыкальные праздники, которые тоже являются частью коррекционно-образовательной работы.

Есть в детском саду и особые педагоги, на занятия к которым очень любят ходить наши дети. Это связано с некоторой таинственностью и сказочностью этих занятий. Это специальная театральная студия, детская экспериментальная лаборатория, занятия с LEGO-конструктором.

И замыкают список воспитатели. Не потому, что они завершают список педагогов, а потому, что объединяют и замыкают на себе и педагогов, и детей, и их родителей. От личностных и профессиональных качеств воспитателей зависит очень много, так как именно они проводят с детьми большую часть времени. А в детском саду дети могут находиться до 12 часов. Если из суток вычесть восемь часов, отведенных на ночной сон, то на общение родителей с детьми остается всего четыре часа.
Воспитатели играют с детьми, рисуют, читают, гуляют, укладывают спать … Поставим многоточие, так как перечисление может занять несколько страниц.
Наши воспитатели отличаются от воспитателей массовых садов тем, что все они прошли обучение на специальных курсах повышения педагогической квалификации, хорошо знают особенности развития детей с ЗПР, владеют методами и технологиями специального воспитания и обучения.

Итак, специальный детский сад - это:
особая развивающая среда, способствующая преодолению задержки развития (оборудование, пособия, игры и др.);
специальная коррекционно-развивающая образовательная программа;
наличие в штате кроме воспитателей, специалистов (учителей-дефектологов, логопедов, психологов);
"щадящий" режим дня;
специальные коррекционно-развивающие занятия;
наличие в структуре детского сада службы психолого-педагогического сопровождения.

 

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Страничка создана 25.02.2007

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 5 марта 2009 г.

 


 

Hosted by uCoz