Коррекционно-развивающее
обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие
для учителей коррекционно-развивающего обучения.
М.: Владос, 1999.
В пособии представлены современные подходы к организации целостной системы
коррекционно-развивающего обучения, приводится нормативная документация,
регламентирующая работу классов для школьников с трудностями в обучении,
освещаются основные направления работы по коррекции задержки психического
развития у детей. Адресовано учителям общеобразовательных школ, работающим
в классах коррекционно-развивающего обучения (выравнивания, компенсирующего
обучения и др.), а также логопедам, психологам и дефектологам массовых
школ.
|
|
Коррекционно-педагогическая
работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Организационный
аспект
Борякова Н.Ю., Касицына М.А.М.: В.Секачев, ИОИ, 2004.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве
методического пособия.
В методическом пособии обобщен многолетний опыт работы дошкольного учреждения
компенсирующего вида. Рассматриваются вопросы организации коррекционно-педагогического
процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития.
Пособие адресовано педагогам-практикам, заведующим дошкольными учреждениями
компенсирующего вида, учителям-дефектологам, практическим психологам,
воспитателям диагностико-коррекционных групп
|
|
Психологическая
помощь детям с проблемами в развитии.
Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2008.
В книге рассматриваются проблемы нарушений психического развития у детей
и основные направления и методы психологической помощи. На основе многолетнего
опыта научно-практической работы автор анализирует психологические закономерности
нарушений нервно-психического развития у детей, раскрывает специфику
психологического консультирования, психологической коррекции, психологической
поддержки и других видов психологической помощи детям с проблемами в
развитии. Предлагаются оригинальные психокоррекционные техники для детей
с различными формами и степенью тяжести нарушений в психическом развитии.
|
|
Помощь психолога
ребенку с задержкой психического развития.
Ильина М.Н. Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2004.
В данном научно-практическом пособии подробно анализируются теоретические,
методологические и методические проблемы психологической помощи детям.
Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится
комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с
задержкой психического развития.
Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным
работникам и другим специалистам, работающим с детьми.
|
|
Скоро в школу:
Что нужно знать родителям
Дробинская А.О. . - М.: Школьная Пресса, 2005.
В доступной и доброжелательной форме автор помогает родителям справиться
с серьезной проблемой - поступления ребенка в школу.
Что значит "подготовить ребенка к школе"; как влияет на него
школьная нагрузка; как помочь гиперактивному ребенку; что такое неустойчивость
внимания; "задержка психического развития" - это пожизненный
приговор? Эти и другие волнующие вопросы раскрываются в книге.
|
|
Психология детей
с задержкой психического развития
Е. В. Соколова М., ТЦ Сфера, 2009 г.
В учебном пособии представлены материалы по исследованию причин, факторов,
условий оптимизации психического развития детей с задержкой психического
развития. На примере задержки психического развития (ЗПР) как частного
случая отклоняющегося развития рассматриваются возможности компенсации
дефекта в специально созданных условиях.
Представленные материалы направлены на более глубокое клиническое и
психофизическое изучение детей с ЗПР. Рассматриваются методы диагностики
отклонений в психическом и личностном развитии ребенка и пути психологической
помощи "трудным детям", родителям и педагогам, работающим
с ними.
|
|
Организация и содержание
специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии
У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева Академия, 2007 г.
В учебном пособии изложена научно обоснованная система диагностической
и коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного
возраста с трудностями в развитии, апробированная в процессе многолетней
практической работы с детьми.
|
|
Дети с задержкой
психического развития.
Ульенкова У.В. - Нижний Новгород, 1994.
В книге анализируются результаты экспериментального исследования особенностей
формирования общей способности к учению у детей с ЗПР, предлагаются
методы диагностики уровня готовности к нему, даются рекомендации по
организации специальных групп в дошкольных учреждениях для оказания
помощи таким детям.
|
|
Нарушения речи
и их коррекция у детей с задержкой психического развития.
Зорина С.В. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. - М.: Владос, 2004.
В учебном пособии рассматриваются особенности нарушении речевого развития
у детей с задержкой психического развития, а также комплекс этиопатогенетических
факторов, которые обуславливают нарушения речи у этой категории детей.
Представлена дифференциальная диагностика нарушений речи у детей с ЗПР
и других категорий детей с проблемами в развитии. Описана методика логопедической
работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи,
лексики и грамматического строя речи; подробно раскрыты направления,
этапы, принципы и методы логопедического воздействия. Учебное пособие
адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам,
воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений,
а также родителям детей с задержкой психического развития.
|
|
Психологическая
диагностика личности детей с задержкой психического развития.
Белопольская Н.Л. М.: Когито-центр, 2009.
В книге одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике
детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации
тестовых показателей интеллектуального развития. На основании теоретического
анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена
двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные
компоненты. Выделены основные диагностические единицы самосознания детей.
Высказана гипотеза о существовании зоны ближайшего эмоционального развития,
оценка которой позволяет дать более адекватный прогноз развития детей
с интеллектуальной недостаточностью.
|
|
Коррекционно-педагогические
и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой
психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков,
родителей.
Мустаева Л.Г. - М.: Аркти, 2005.
В пособие дана подробная характеристика различных форм задержки психического
развития у детей, рекомендованы методы их диагностирования. Подробно
рассмотрены принципы, задачи и содержание педагогического сопровождения
детей данной категории.
Рекомендованы схемы и формы документации для направления ребенка в случае
необходимости на психолого-медико-педагогический консилиум (или консультацию).
Предлагаемые материалы основаны на принципах современного научного подхода
к реабилитационному процессу.
|
|
Дети с задержкой
психического развития: Особенности речи, письма, чтения
Костенкова Ю.А. Тригер Р.Д. Шевченко С.Г. : Пособие для учителей начальных
классов и студентов- М.: Школьная Пресса, 2004.
В пособии с учетом особенностей речевого онтогенеза детей с задержкой
психического развития раскрываются причины их стойкой неуспеваемости
по русскому языку и чтению (несформированность речевого (фонематического)
восприятия, звукового анализа и синтеза, недостаточное практическое
владение грамматическим строем языка, а также умственными действиями,
необходимыми для усвоения учебной программы).
Адресовано студентам психологических, педагогических, дефектологических
факультетов, учащимся педагогических колледжей, а также учителям, специалистам
(психологам, логопедам, дефектологам) общеобразовательных и специальных
(коррекционных) школ VII вида.
|
|
Формирование предпосылок
к школьному обучению у детей с задержкой психического развития.
Борякова Н.Ю. - М.: Альфа, 2003.
В монографии рассматривается такой важный компонент психологической
готовности ребенка с задержкой психического развития к школьному обучению
как способность к произвольной регуляции. Анализируются результаты специального
экспериментального исследования по данной проблеме. Предлагается система
коррекционно-развивающих упражнений, ориентированная на формирование
произвольной регуляции в различных видах детской деятельности.
|
|
Ребенок задержкой
психического развития: понять, чтобы помочь.
Дробинская А.О. - М.: Школьная Пресса, 2005.
В пособии излагаются современные подходы к комплексной диагностике и
коррекции индивидуальных недостатков в развитии детей, испытывающих
стойкие трудности в обучении. Пособие поможет специалистам понять структуру
возникающих у ребенка трудностей в обучении и школьной адаптации, определить
стратегию индивидуализированной психолого-педагогической и медикаментозной
помощи.
|
|
Психологические
особенности социализации детей с задержкой психического развития.
Тригер Р.Д. - СПб.: Питер, 2008.
В книге представлен авторский подход к пониманию проблем социализации
детей с задержкой психического развития. В ней впервые обобщены результаты
исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам общения
детей с задержкой психического развития. Показано, что причиной существенных
трудностей социализации и формирования личности этих дошкольников и
младших школьников являются нарушения внутрисемейных отношений, прежде
всего отношений в системе "мать-ребенок". Рассматриваются
условия, которые как благоприятствуют социализации детей с ЗПР, так
и, наоборот, ведут к школьной дезадаптации, сочетающейся с эмоциональными
расстройствами.
|
|
Дети с задержкой
психического развития: Подготовка к школе.
Журбина О.А. Краснощекова Н.В. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007
В книге представлена специальная коррекционно-развивающая программа
для детей с разными видами задержек психического развития, в которой
собраны игровые упражнения, способствующие развитию памяти, внимания,
мышления, связной речи, поднятию самооценки, выработке уверенного поведения,
снятию страхов, развитию мелкой моторики при подготовке к школе.
|
|
Задержка психического
развития у детей: Методологические принципы и технологии диагностической
и коррекционной работы.
Виник М.О. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007
В книге описываются различные варианты нарушения поведения и учебной
деятельности, сопутствующие тем или иным отклонениям в здоровье и развитии
детей, анализируются причины.
В книге изложены методологические принципы и основы деятельности педагога-психолога,
работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной
работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога
и других специалистов, которые участвуют в работе психолого-медикопедагогического
консилиума (ПМПК) образовательного учреждения.
|
|
Коррекционная работа
с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: Программно-методический
комплекс
Бордовская Е.В. Вечканова И.Г. Генералова Р.Н. (под ред. Баряевой
Л.Б.) - СПб.: Каро, 2006.
Рассматриваются направления коррекционно-развивающей работы с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития
- воспитанниками детского дома. Содержание работы согласуется с современными
программами дошкольного и дополнительного школьного образования, рекомендованными
для образовательных учреждений. Рекомендации по созданию предметно-развивающей
среды, по отбору содержания для работы с детьми даются, исходя из условий
конкретного детского дома. Однако они могут быть использованы в любом
ДОУ для детей с проблемами в развитии, а также в условиях семейного
воспитания. Широко представлены возможности полифункционального и интерактивного
оборудования ("ПКФ "АЛЬМА" и др. фирм) для развития детей
с ЗПР.
|
|
Коррекционно-педагогическая
помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями
в развитии.
Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. СПб.: Каро, 2008.
В пособии представлена система целенаправленной коррекционно-педагогической
работы по преодолению и профилактике незначительных отклонений в развитии
детей; рассмотрены основы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного
возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии; описаны содержание,
методы и приемы коррекционно-развивающеи работы с детьми, направленной
на здоровьесбережение детей, их социальное, физическое, познавательное,
деятельностное и эстетическое развитие.
|
|
Практикум по специальной
психологии.
Кисова В.В. , Конева И.А Речь, 2006.
Книга включает в себя широчайший спектр методик, диагностирующих нарушения
психического развития детей разных возрастов, и призвана помочь специалисту
сориентироваться в современных разработках специальной психологии.
|
|
Психологические
особенности развития дошкольников.
Дьяченко,О. М., Лаврентьева Т.В. - М.: Эксмо, 2000
Авторы книги рассматривают возрастные психологические особенности дошкольников,
роль наследственности и социальной среды в их психическом развитии,
вопросы обучения и воспитания детей. Особое внимание уделено развитию
основных психических процессов у дошкольников, таких, как внимание,
восприятие, мышление, память и речь. Каждая глава содержит практические
рекомендации.
|
|
Практикум по дошкольной
психологии.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. - М.: Академия, 1998
Пособие состоит из трех разделов: `Деятельность`, `Познавательные процессы`,
`Личность`. В нем представлены методики, направленные на изучение основных
видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд),
важнейших сфер личности (самосознание, воля, эмоции и чувства), общения
ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание,
речь, восприятие, память, воображение, мышление). Пособие будет также
полезно воспитателям дошкольных образовательных учреждений, психологам-консультантам.
|
|
Формирование психологического
здоровья дошкольников.
Стожарова М. Ю. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007.
В пособии рассматривается актуальная проблема формирования психологического
здоровья детей дошкольного возраста. Даны теоретические основы понятия
"психологическое здоровье".
Приведены план-программа по формированию психологического здоровья детей
6-го и 7-го года жизни, конспекты занятий с детьми по эмоционально-психологическому
развитию, примерные темы и планы консультаций с воспитателями, а также
сценарии заседаний "Родительского клуба", посвященных проблеме
формирования психологического здоровья детей.
|
|
Педагогические
системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Н. Ю. Борякова М., АСТ, Астрель, 2008 г.
Учебное пособие в едином комплексе рассматривает теоретические и прикладные
аспекты специального образования детей с нарушениями речи, интеллектуального
развития, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы,
с эмоциональными, комплексными и поведенческими нарушениями.
Особое внимание уделяется вопросам организации и содержания коррекционно-педагогической
работы, раскрываются методы, формы и средства психолого-педагогического
воздействия и помощи детям с различными отклонениями в развитии.
|
|
Задержка психического
развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.
Марковская И. М. - М. Компенс -цент, 1993.
Эта книга о клинической и нейропсихологической диагностике задержки
психического развития детей. Дается описание основных клинических вариантов
наиболее стойкой - церебрально-органической - формы данной аномалии
развития. Подробно рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики,
патогенеза, прогноза и возрастной динамики психического развития. Особое
внимание уделяется анализу высших психических функций. Предлагается
модификация классической нейропсихологической методики, приспособленной
для работы с детьми.
|
|
Проблемные дети:
Основы диагностической и коррекционной работы психолога.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М.: АРКТИ, 2000
В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога,
работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи. Приведена современная классификация и типология отклоняющегося
развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной
работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога
образования. Методическое пособие адресовано психологам в системе общеобразовательных
школ, педагогам-психологам специальных образовательных учреждений для
обучения детей с отклонениями в развитии, специалистам ПМПК, психологам
в составе учреждений здравоохранения и социальной защиты.
|
|
Воспитание ребенка
с ограниченными возможностями здоровья в семье.
Солодянкина О.В. - М.: Аркти, 2007.
В пособии предложены технология изучения, содержание социального паспорта,
формы и методы исследования проблем и социально-психологической помощи
семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В Приложениях - практические материалы для специалистов, педагогов,
работающих с данной категорией детей и их семей, в т.ч. памятки и правила
для педагогов и родителей, программа медико-социальной, психолого-педагогической
помощи семье по социальной адаптации в обществе ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
|
|
Психология детей
с задержкой психического развития. Хрестоматия
СПб.: Речь, 2003
Хрестоматия является учебным пособием для студентов, обучающихся специальной
психологии. В ней собраны научные труды авторов о задержке психического
развития (ЗПР), ставшие для теории и практики уже классическими. Представлены
также современные исследования, в которых анализируются вопросы этиологии,
диагностики, классификации ЗПР.
В хрестоматию включены статьи по исследованию личности, коммуникативного
опыта, поведенческих особенностей детей и подростков с ЗПР. Рассматриваются
концептуальные подходы и прикладные аспекты психокоррекции трудностей
в обучении.
|
|
Специальная педагогика.
Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний
и дошкольный возраст
Мастюкова Е.М. т / Под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль,
2003.
В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и
зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального
нервно-психического развития детей.
Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений
в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.
Книга предназначена для специалистов по специальной (коррекционной)
педагогике, студентов дефектологических и психологических факультетов,
детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.
|
|
Нет необучаемых
детей. Книга о раннем вмешательстве/
Кожевникова Е.В. Клочкова Е.В.
В книгу вошли работы сотрудников Санкт-Петербургского Института раннего
вмешательства. Материалы книги охватывают широкий круг вопросов - от
проблем диагностики до особенностей программ раннего вмешательства для
детей с когнитивными, двигательными, социально-эмоциональными и множественными
нарушениями. Кроме того в книгу вошли работа шведского специалиста профессора
Б.Бёрьесона о взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии
ребенка и совместная статья профессора Б.Бёрьесона и сотрудников Института,
посвященная новым подходам к подготовке специалистов для работы с детьми
с особыми потребностями.
|
|
.