Полный текст нормативного документа.
|
Органы
управления образованием субъектов Российской Федерации |
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
POCCИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразования России)
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ
МИНИСТРА
ул. Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, 115998
Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
15.01.2ОО2г.
№ 03-51-5ин/23-03
На N _____________________
|
|
Министерство
направляет для использования в работе методическое письмо
"Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями
в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
Письмо подготовлено с участием специалистов Института коррекционной
педагогики РАО. Приложение: 13л
Об
интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии
дошкольных образовательных учреждениях
Демократические
преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального
образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного
воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с
нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в российской
Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно
расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный
характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии,
уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму
интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений
интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей
необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью,
максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей
(законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить
общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для
выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным
образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными.
При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется
необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь
и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая
способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого
по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет
ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально
развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские
социально-экономические условия, особенности отечественной системы
образования и полностью исключать "механическое копирование"
зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться
стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных
учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического,
программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность
этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему
интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной
работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы
в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами
и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально техническим
обеспечением).
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может
организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории
воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально
слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным
зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического
развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть
условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями
развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно
в сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ. может быть организовано
воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что
ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической
помощью и делает дошкольное образование более доступным.
В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.07.95 N677, в ДОУ комбинированного вида могут быть
организованы Общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы
в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период
развития системы специального образования, в силу социально-экономических
преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества
детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема
поиска новых эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической
помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация
в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются
и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями
в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего
вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим
нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
Комплектование смешанной группы осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения
психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. При этом
общая наполняемость группы сокращается: две трети состава группы составляют
воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с
возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением
(например, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
интеллекта - умственной отсталости в степени дебильности,
Примечание 1) либо дети раннего
возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но
отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой
сферы).
Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения
в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной
группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).
Вид
нарушения
|
Количество
детей в группе
|
Ясельная
группа
|
Младшая
подготовительная группа
|
Дети
с отклонениями
|
Нормально
развивающиеся дети
|
Дети
с отклонениями |
Нормально
развивающиеся дети |
Глухие |
2
|
8
|
3
|
8
|
Слабослышащие |
3
|
8
|
4
|
8
|
Слепые |
2
|
6
|
3
|
6
|
Слабовидящие |
3
|
8
|
4
|
10
|
С
амблиопией и косоглазием
|
5
|
10
|
5
|
10
|
Легкая
форма ДЦП |
4
|
8
|
4
|
10
|
Др.
нарушения опорнодвигательного аппарата
|
6
|
10
|
6
|
12
|
С
задержкой психического развития
|
4
|
10
|
5
|
12
|
С
нарушением интеллекта (неосложненная форма олигофрении в степени
дебильности)
|
5
|
10
|
5
|
10
|
Не
имеющие выраженных первичных
отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т.ч.
с нарушениями эмоционально-волевой сферы)
|
6
|
12
|
6
|
12
|
При
организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда
специфических задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции
воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся
сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей
в дошкольном образовательном учреждении;
-
проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной
работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам,
не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим
от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям
сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения,
оказание им психологической поддержки.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется
программой дошкольного образования и специальными (коррекционными)
программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста,
структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический
коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных
общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника
группы составляется индивидуальная программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные
и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами
(по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят
занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками,
а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой
же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости
воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными
занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность
(одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушением
слуха - сурдопедагога, с нарушением зрения - тифлопедагога, с нарушением
интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может
вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например,
в группу для детей с нарушением зрения, интеллекта и т.д.). К работе
с воспитанниками в смешанной группы привлекаются также педагог-психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК,
а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например,
сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования.
При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие
занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по
организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала
смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержаться
в приложениях 1,2.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения,
продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных
представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2
года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая
комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации
о дальнейших формах обучения ребенка, имеющего отклонения в развитии.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное
время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится
за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для
всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени,
которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.
Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями
в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с
этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждении не означает
упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждении
компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное
участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с
отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции.
Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через
группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об
организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного
пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 26.06.99 N
129/23-16).
В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники
Института коррекционной педагогики РАО.
Приложение 1
Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего
персонала смешанной группы
I. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога,
тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую
работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности
аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего
вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной
группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную
интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
- консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора
по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного
образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса
и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и
методики проведения совместных занятий;
- координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую
помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия
с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по
физической культуре, ЛФК и т. п.);
- ведет необходимую документацию (приложение 2).
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с
воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной
нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально
развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости
дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии)
обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями
в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна
превышать 10-15 минут.
2. Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности
воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на
обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями
организации работы воспитателя смешанной группы являются:
- планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами)
и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной
деятельности всех воспитанников группы;
- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению
индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями
в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
- консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями
в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
- ведение необходимой документации (приложение2).
3.
Деятельность педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического
здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания
и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного
учреждения);
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической
работы с воспитанниками;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания
ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации (приложение 2).
4.
Деятельность музыкального руководителя
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников.
Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе
являются:
- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации
совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях,
утренниках и т.д.;
- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно
с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом,
инструктором по физической культуре);
- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка
музыкальных средств;
- ведение соответствующей документации.
5. Деятельность инструктора по физической культуре
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение
и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду
здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы
предусматривает:
- проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом
их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
- планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку
и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического
воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного
учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
- ведение необходимой документации
6. Деятельность социального педагога
Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и
их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:
- осуществление преемственности между образовательным учреждением
и семьей воспитанников;
- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ
развития;
- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного
социального поведения и воспитания ребенка в семье;
- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной зашиты,
благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи
воспитанникам;
- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников
группы;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении
воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
- ведение необходимой документации и составление в конце учебного
года аналитического отчета о работе за год.
7. Деятельность педагога дополнительного образования
Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками
смешанной группы, направлена на:
- изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно
с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;
- выявление творческих способностей воспитанников, создание условий,
способствующих их развитию;
- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со
всеми воспитанниками группы;
- осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам
развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;
- ведение необходимой документации и представление в конце учебного
гола отчета о проделанной работе.
8. Деятельность сурдотехника
Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей
аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Консультирует родителей
по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях
и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным
слухом.
9. Деятельность медицинского персонала
При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями
в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.
9.1 Врач-невропатолог
Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников,
учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит
за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического
воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку,
- консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического
здоровья ребенка.
9.2. Врач-офтальмолог
Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет
зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам
и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников
и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической
работой
9.3. Медицинская сестра
По медицинским показаниям осуществляет плеопто-ортоптостереоскопическое
лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет
нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.
Приложение
2
Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих
в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями
в развитии.
В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения
определяются как органом управления образованием, на территории которого
находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным
учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы.
Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического
опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.
I. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога,
олигофренопедагога)
1. Личное дело каждого воспитанника.
2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы
(учреждения).
3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых
и фронтальных занятий).
4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура
дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).
4. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю,
музыкальному руководителю и т.д.).
5. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.
В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника
и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
2.
Документация воспитателей
1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.
2. Планы (перспективные и календарные фронтальных занятий).
3. Тетрадь передачи детей.
4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной
программы, реализуемой в данном учреждении).
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики
на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам
коррекционно-педагогической работы.
3. Документация педагога-психолога
В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования
России от 01.03.99 N3 обязательными для заполнения педагогом-психологом
являются:
1. Карта психологического обследования воспитанников.
2. План работы педагога-психолога.
3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.
4. Журнал консультаций педагога-психолога.
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).
7. Программа коррекционно-развивающих занятий.
8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.
При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности
(например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых
форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.).
4. Документация музыкального руководителя
1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2. План организации и проведения совместной деятельности детей на
музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.
3. Аналитический отчет о результатах работы за год.
5. Документация инструктора по физической культуре
1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2. План организации и проведения совместной деятельности на физкультурных
занятиях, спортивных праздниках и т.п..
3. Аналитический отчет о работе за учебный год.
Примечание
1. Не рекомендуется создавать
смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем,
что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции.
Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает
занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного
учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими
нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года
Вернуться
к месту сноски.