|
Возрастание
объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду
с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей
искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную
адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных
этапах обучения. Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными, по-видимому, могут быть только индивидуальные программы подготовки. Создание и разработка индивидуальных программ - чрезвычайно сложная задача, к которой современный педагог и школьный психолог мало подготовлены прежде всего потому, что не всегда хорошо знают функциональные возможности и возрастные особенности ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того, педагогу и психологу необходимо уметь выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки. Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком - ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти ступеньки, во многом зависит успешность последующей адаптации, эффективность обучения. Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6 - 7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться". Варианты индивидуальной работы с ребенком при подготовке к школе могут быть самыми разнообразными, и их выбор зависит как от социально-экономических условий, от возможности родителей получить квалифицированную консультативную помощь, так и от квалификации специалистов, которые ведут подготовку к школе детей в учреждениях образования. Индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно- значимых функций. Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций определяют следующие принципы: 1. Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка. 2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций. 3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска. 4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном "подтягивании" дефицитарных (отстающих) функций. 5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. 6. Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа. 7. Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе различны. 1-й вариант - занятия (2 - 3 раза в неделю) в учреждениях образования (детские сады, группы временного пребывания детей в детских садах, школы, дома творчества, центры дополнительного образования, клубы, студии и т.п.). Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком. Занятия должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения: соответствие мебели, освещенности и т.п. В течение дня рекомендуется не больше трех занятий, каждое продолжительностью до 30 минут, с перерывами по 10 минут. В течение одного дня не рекомендуется больше трех занятий. |
2-й
вариант - занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни). Эта система
работы предусматривает предварительное обучение взрослых на краткосрочных
курсах и возможность систематической консультации. Такие курсы целесообразно
организовать на базе центров развития, психолого-медико-социальных центров,
где различные специалисты способны оказать родителям необходимую помощь.
Работа с родителями особенно эффективна в тех случаях, когда пребывание
ребенка в коллективе затруднено из-за болезни или каких-либо других причин.
Занятия дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2 -
3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда ребенок плохо себя
чувствует, во время или после болезни. 3-й вариант - группы (5 - 7 детей) по подготовке к школе для детей с выраженной несформированностью школьно-значимых функций (но интеллектуально сохраненных, не подлежащих специальному обучению) при психолого-медико-социальных, психологических центрах. Предлагая различные формы индивидуальной подготовки детей к школе, мы учитываем реальные данные о состоянии здоровья и функциональном развитии дошкольников. Еще раз напомним некоторые сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы: - 80 - 90% детей 6 - 7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья; - 18 - 20% детей 6 - 7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья; - около 60% детей 6 - 7 лет имеют нарушения речевого развития; - около 35% детей 6 - 7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия; - более 30% детей 6 - 7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений; - более 70% детей 6 - 7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций); - примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития; - около 25% детей имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети). В основе большинства дефицитов в развитии у детей 6 - 7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Все эти данные свидетельствуют о необходимости индивидуальной работы с ребенком на самых интенсивных этапах развития (от 4 до 6 - 7 лет), когда еще нет школьных нагрузок. Опыт показывает, что перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Такую систему работы мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе. Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость. Для разработки индивидуальной адаптивной программы развития ребенка необходимо выделить факторы риска в его развитии. Эту работу может провести педагог либо педагог и психолог. В трудных случаях необходима консультация и помощь в составлении программы врача-педиатра, психоневролога, логопеда, нейропсихолога. Можно выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной программы: I этап - диагностика
функционального развития и выделение факторов риска.По результатам обследования
выделяются: Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью
из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями
психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс
неврозоподобных расстройств - нарушение сна, тики, страхи и т.п.).
Институт возрастной физиологии Российской академии образования |
|
Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а. |
тел.
(499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru
|
Обновлено 5 марта 2009 г.
.