Полный текст нормативного документа.
Тарифно-квалификационные
характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования
Российской Федерации.
(согласовано с Минтрудом России - приложение 2 к постановлению
от 17 августа 1995 г. № 46)
Приложение 1 к приказу Минобразования России
и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268
Общие положения
1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по
должностям работников учреждений образования Российской Федерации
(далее - учреждения) служат основой при:
- составлении
положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место
в учреждениях;
- разработке
должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности,
права и ответственность;
- подборе и расстановке
кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;
- проведении
аттестации работников учреждения.
2.
Наименования должностей работников в штатном расписании учреждения
должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими
тарифно-квалификационными характеристиками.
3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности
состоят из трех разделов: "Должностные обязанности", "Должен
знать" и "Требования к квалификации по разрядам оплаты":
- раздел "Должностные
обязанности" содержит основные функции, которые могут быть
поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность,
являются основой для разработки должностных инструкций на местах,
закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника,
утверждающиеся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими
профсоюзными комитетами;
- раздел "Должен
знать" содержит основные требования, предъявляемые к работнику
в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов,
положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов,
методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении
должностных обязанностей;
- раздел "Требования
к квалификации по разрядам оплаты" предусматривает:
- - уровень
образования;
- - стаж
работы (по специальности или педагогический);
- - квалификационные
категории, присвоение которых осуществляется аттестационными
комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми
федеральным органом управления образованием.
4.
По должностям главных специалистов (главного бухгалтера и главного
инженера и др.) тарифно-квалификационные характеристики не приведены,
так как их должностные обязанности и требования к знаниям определяются
на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных
Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30, и тарифно-квалификационных
характеристик специалистов, предусмотренных в настоящем приложении.
5. Работникам учреждений, имеющим почетные звания "Заслуженный
учитель", "Народный учитель", "Заслуженный преподаватель",
"Заслуженный работник профтехобразования", "Заслуженный
мастер профтехобразования" и другие почетные звания по профилю
работы, ученую степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда
производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным
им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками
(требованиями).
Работникам учреждений, имеющим ученую степень доктора наук и работающим
по профилю, оплата труда производится на два разряда выше по сравнению
с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными
характеристиками (требованиями).
6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей
и присвоения квалификационных категорий руководителям и специалистам
устанавливается федеральным органом управления образованием.
7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы,
установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным
практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные
на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии
учреждения, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие
должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж
работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ETC.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
8-14 разряды
Должностные
обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную
на сохранение психического, соматического и социального благополучия
обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.
Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране
прав ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения
и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения
социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию
личности обучающихся (воспитанников), и принимает меры по оказанию
различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной
и консультативной). Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам),
родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении
конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику различного
профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения
по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского
коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного
и социального развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию
по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в
планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной
деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей
личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них
готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального
самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески
одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных)
в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений
социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических
работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру
полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения
по вопросам развития данного учреждения, практического применения
психологии, ориентированной на повышение социально-психологической
компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников,
родителей (лиц, их заменяющих).
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской
Федерации, решения Правительства Российской Федерации и федеральных
органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию
прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы,
регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации,
занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую
психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию
личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию,
социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию,
патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии,
сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии
труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
современные методы индивидуальной и групповой проф-консультации, диагностики
и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и
нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты
- 8 разряд -
высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью "Психология" без предъявления требований
к стажу работы;
- 9 разряд -
высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью "Психология" и стаж работы в должности
педагога-психолога (психолога) от 2 до 5 лет;
- 10 разряд -
высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью "Психология" и стаж работы в должности
педагога-психолога (психолога) от 5 до 10 лет;
- 11 разряд -
высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью "Психология" и стаж работы в должности
педагога-психолога (психолога) свыше 10 лет;
- 12 разряд -
II квалификационная категория;
- 13 разряд -
I квалификационная категория;
- 14 разряд -
высшая квалификационная категория.