Полный текст нормативного документа.
"Об
утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Постановление Правительства Российской Федерации от № 867"
от 31 июля 1998 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002
N 919)
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, реабилитационную,
оздоровительную и финансово - хозяйственную деятельность образовательных
учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной
адаптации и нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной
помощи.
Настоящее Типовое положение является типовым для государственных и
муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого - педагогической и медико - социальной помощи, - центров:
диагностики и консультирования; психолого - медико - социального сопровождения;
психолого - педагогической реабилитации и коррекции; социально - трудовой
адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного
обучения и других.
Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической
и медико - социальной помощи (далее именуется - учреждение), создается
для детей и подростков от 3 до 18 лет и реализует программы общеобразовательные
(основные и дополнительные) и начального профессионального образования.
Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение является
примерным.
2. Основными задачами учреждения являются:
оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных
программ;
осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической,
социальной, медицинской и юридической помощи детям;
оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам
обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:
организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам
(основным, дополнительным) и начального профессионального образования
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей,
состоянием их соматического и психического здоровья;
диагностика уровня психического, физического развития и отклонений
в поведении детей;
организация коррекционно - развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии,
трудоустройстве и трудовой адаптации;
анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации
порядке ответственность перед органами государственной власти, органами
местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов
и средств организации образовательного процесса, коррекционно - реабилитационной
и оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям,
способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей.
5. В своей деятельности учреждение руководствуется международными
актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российский Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим
Типовым положением, своим уставом.
II.
Организация деятельности и учреждения
6.
Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации; учредителями муниципального учреждения являются
органы местного самоуправления.
Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются
договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
8. Права юридического лица в части ведения уставной финансово - хозяйственной
деятельности, направленной на организацию образовательного процесса,
возникают у учреждения с момента его государственной регистрации.
Учреждение является юридическим лицом и имеет устав, закрепленное
за ним имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях,
печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, осуществляет бухгалтерский
учет и предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной
статистики и налоговым органам, учредителю (учредителям) и иным лицам
в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом
учреждения.
9. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает
у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
10. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами
может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать
дополнительные образовательные услуги (на договорной основе).
11. Учреждение создается из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей,
проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может
быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).
Наполняемость классов и воспитательных групп в учреждении должна быть
не более 9 - 12 человек.
Для детей дошкольного возраста в учреждении могут организовываться
разновозрастные воспитательные группы.
12. Дети, проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по нормам,
предусмотренным для воспитанников образовательных учреждений интернатного
типа.
III.
Образовательный процесс
13.
Содержание образования определяется образовательными программами,
разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно.
14. Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется
учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий,
разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.
15. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием
индивидуально - ориентированных коррекционно - развивающих образовательных
программ.
16. Для детей дошкольного возраста организация образовательного процесса
осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном
учреждении.
17. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в учреждении
может проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим государственную
аккредитацию, на основе договора, заключенного между учреждением и
общеобразовательным учреждением.
18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их родителей
(законных представителей) по договорам и совместно с предприятиями,
учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку
детей в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных
услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный
вид деятельности.
19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя из
региональных и местных условий, ориентированных на потребность в рабочих
кадрах, с учетом интересов и индивидуальных особенностей психофизического
развития обучающихся.
20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки,
студии и другие объединения по интересам.
IV.
Участники образовательного процесса
21.
Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные
представители), педагогические, медицинские, инженерно - педагогические
работники, юристы учреждения.
22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно,
по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим
образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):
с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать
общеобразовательные учреждения;
с нарушением эмоционально - волевой сферы;
подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие
от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.
23. Зачисление детей в учреждение производится на основании заключения
психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий в порядке,
определяемом уставом учреждения.
24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные учреждения
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
об образовании.
25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном учреждении,
где они обучались ранее. Они принимаются в соответствующий класс на
основе документов об их промежуточной аттестации, выданных учреждением.
26. Родители (законные представители) имеют право защищать законные
права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения
в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами наблюдений,
характером реабилитационных методов обучения, воспитания и оздоровления
детей.
27. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности
в штате учреждения могут предусматриваться должности методиста, педагога
- психолога, социального педагога, учителя - логопеда, учителя - дефектолога,
врачей - специалистов, медицинской сестры, специалиста по ЛФК, социолога,
лаборанта и других.
28. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную
квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики
по должности и полученной специальности и подтвержденную документами
об образовании.
29. Отношения между работниками и администрацией учреждения регулируются
трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс мероприятий
по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную
помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями
по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем,
пособиями и пенсиями.
31. Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение деятельности
учреждения в области защиты интересов и социальных прав детей, проводят
работу по правовому воспитанию детей и консультируют их родителей
(законных представителей) по вопросам охраны прав детей.
32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный или
специально закрепленный органом здравоохранения медицинский персонал,
который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия
лечебно - профилактического характера, углубленную диагностику состояния
физического и психического здоровья детей, оздоровительные мероприятия,
консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по вопросам
гигиены, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и других
заболеваний.
33. Работники учреждения имеют право:
участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом
учреждения;
повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования, а также в учреждениях повышения квалификации;
проходить медицинское обследование за счет средств учредителя (учредителей)
учреждения.
34. Педагогические, инженерно - педагогические и медицинские работники
учреждения пользуются правами и льготами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, а также дополнительными льготами,
предоставляемыми в регионе педагогическим, инженерно - педагогическим
и медицинским работникам образовательных учреждений.
35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные
оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда
работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно - квалификационными
требованиями на основании решения аттестационной комиссии, а также
определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего
характера в пределах средств учреждения, направляемых на оплату труда.
V.
Управление учреждением
36.
Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах
единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет
учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет
и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления учреждения
и их компетенция определяются уставом учреждения.
37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор,
прошедший соответствующую аттестацию.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом
учреждения.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного
самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
38. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность
в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом учреждения,
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями и трудовым договором (контрактом).
VI.
Имущество и средства учреждения
39.
Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, закрепляет имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным
учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его
оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним
имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными
целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреждением,
допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством
Российской Федерации.
40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями)
в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения
являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением;
кредиты банков и других кредиторов;
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических
лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся
в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности.
При недостаточности этих средств по обязательствам учреждения отвечает
его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с государственными
и местными нормативами финансирования, которые устанавливаются с учетом
затрат, не зависящих от количества детей.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения
за счет средств его учредителя (учредителей).
43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность
и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность
и предусмотренную его уставом.
44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имущество,
принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей на покрытие
обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом учреждения.