Полный текст нормативного документа.
О
работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи
с безнадзорными детьми.
Решение коллегии Министерства общего и профессионального
образования РФ от 19.05.98 № 7/2
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления реабилитационной
работы и специального образования Д.С. Шилова, коллегия констатирует,
что за последние годы в Российской Федерации отмечается увеличение
количества безнадзорных детей, нуждающихся в помощи государства.
По данным МВД России, в 1997 г. сотрудниками органов внутренних дел
выявлено 63,6 тыс. безнадзорных несовершеннолетних, что на 9% больше,
чем в 1996 году.
Одной из причин роста количества безнадзорных детей является семейное
неблагополучие. Обостряется проблема социального сиротства. Число
лиц, лишенных родительских прав, возросло за последние 5 лет в три
раза (с 11 до 35 тыс.). На учете в органах внутренних дел состоит
свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанности
по воспитанию детей.
В настоящее время сохраняется практика отчисления обучающихся, воспитанников
и самовольного оставления ими по разным причинам образовательных учреждений,
что также ведет к увеличению количества безнадзорных детей и совершению
ими правонарушений.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних
и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы,
бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и
криминальное поведение.
Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и преодолению
сложившейся ситуации, наряду с традиционными образовательными учреждениями,
приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения
- центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям
(далее - ППМС-центры). Создание нового типа образовательного учреждения
вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием
гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной,
запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением
системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности
ребенка.
Основой деятельности ППМС-центров является профилактика и предупреждение
психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со
становлением подрастающего человека.
В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров
психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.
Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию
реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены
принципы гуманистической педагогики.
Ориентация на лучшие качества ребенка - главный отличительный признак
гуманистической педагогики. Знать ребенка, уважать его достоинство,
верить в его собственные силы и возможности, создавать условия для
его самосовершенствования - эти основные идеи гуманистической педагогики
К.Д. Ушинского остаются актуальными и сегодня.
Принципы гуманистической педагогики реализуют в своей работе с безнадзорными
детьми ППМС-центры Москвы,
Московской области, Санкт-Петербурга, г. Губкина Белгородской области,
г. Екатеринбурга, Архангельской, Курганской, Орловской, Ростовской,
Псковской, Тюменской, Ярославской областей, Хабаровского края, других
регионов России.
В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности
основными направлениями деятельности центров являются психолого-медико-педагогическое
диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь,
социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска,
психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому
развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных
проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав
и интересов несовершеннолетних. Одним из важных направлений деятельности
ППМС-центров является оказание своевременной помощи детям, оказавшимся
в кризисной ситуации, работа с неорганизованными детьми индивидуально
и в группах краткосрочного пребывания. При этом обеспечивается равнопартнерская,
субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит
учет и формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей,
способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков,
повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с детьми группы
риска занимают те ППМС-центры, в которых имеются приюты (стационары).
ППМС-центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально ориентированной
педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской
помощи безнадзорным детям с образовательными учреждениями, семьей,
учреждениями социальной зашиты, органами здравоохранения, правоохранительными
органами и другими службами.
Значительную роль в деятельности ППМС-центров играют психологические
службы, которые внедряют в работу центров новейшие достижения детской,
возрастной, педагогической психологии. Именно компетенция психологов
позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии
детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным
педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно
использовать средства и методы воспитательной работы. Такая совместная
согласованная деятельность специалистов центров и родителей формирует
у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные
качества, восстанавливает эмоциональную сферу. Многие ППМС-центры
непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая
получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно
используются различные формы и методы коррекционно-развивающего обучения.
Большую роль в социально-педагогической реабилитации детей с девиантным
доведением, профилактике их безнадзорности и трудовое обучение. При
многих ППМС-центрах функционируют учебно-производственные мастерские,
где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной
профессиональной подготовки.
Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС-центров, особенно по
предупреждению школьной и социальной дезадаптации, детской безнадзорности,
требует соответствующей профессиональной подготовки кадров. Многие
ППМС-центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую
подготовку, способствуя их поэтапному профессиональному продвижению.
Таким образом, в настоящее время ППМС-центры решают проблемы десятков
тысяч детей, которые по разным причинам оказались вне школы или могут
оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная
психолого-педагогическая и медико-социальная помощь и поддержка.
Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями развития и ощутимыми
результатами работы ППМС-центров, имеются проблемы, требующие своего
решения. Особо актуальной в настоящее время является разработка и
утверждение нормативно-правовой базы деятельности ППМС-центров. В
номенклатуру образовательных учреждений ППМС-центры не включены из-за
отсутствия Типового положения. Статус специалистов центров требует
более четкого юридического определения.
Острой является потребность в совершенствовании системы подготовки
кадров для ППМС-центров. В ряде случаев ППМС-центры не имеют договоров
с образовательными учреждениями для проведения совместной работы с
детьми и подростками по профилактике их школьной дезадаптации, безнадзорности
и правонарушений, недостаточно взаимодействуют с другими составляющими
реабилитационной службы в образовании.
Профилактическая деятельность образовательных учреждений не получает
необходимой научно-методической поддержки. Недостаточно используется
опыт работы ППМС-центров при организации педагогической практики студентов,
повышении квалификации психологов, социальных и коррекционных педагогов,
других специалистов.
Нуждается в качественном улучшении и система информационного обеспечения
ППМС-центров. Требуемая информация чаще всего оказывается недоступной
для тех, кто в ней более всего нуждается, - для родителей детей и
педагогов. Особую тревогу вызывает рассогласованность действий в этом
направлении различных ведомств, обеспечивающих поддержку детей группы
риска.
Необходима разработка и утверждение образцов отчетной документации,
критериев оценки деятельности ППМС-центров. Действующие нормативы
труда для многих категорий работников ППМС-центров, вследствие давности
сроков их принятия, не всегда соответствуют сложности работы сотрудников
в новом типе Учреждения с учетом специфики контингента дезадаптированных
детей и подростков. Во многих ППМС-центрах остро стоит проблема оснащенности
материально-технической базы, укомплектования кадрами, особенно социальных
педагогов и юристов.
Коллегия решила:
1. Одобрить работу центров психолого-педагогической и медико-социальной
помощи с безнадзорными детьми и их деятельность по профилактике школьной
и социальной дезадаптации.
2. Отметить, что содержание и результативность работы ППМС-центров
по психолого-педагоги ческой реабилитации несовершеннолетних, профилактике
их безнадзорности подтверждают необходимость развития сети учреждений
указанного типа в действующей системе образования.
3. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.
Шилову):
3.1. Направить до 30.06.98 справку о работе ППМС-центров с безнадзорными
детьми в органы управления образованием субъектов Российской Федерации
для ознакомления и использования на практике.
3.2. С целью обобщения и распространения опыта работы с безнадзорными
детьми Хабаровского городского экспериментального Центра педагогической
реабилитации провести в октябре 1998 года на базе указанного Центра
Всероссийское совещание-семинар директоров центров психолого-педагогической
и медико-социальной помощи детям и подросткам.
3.3. Совместно с Управлением образовательных стандартов и программ
(Г.К. Шестаковым), Отделом повышения квалификации и переподготовки
специалистов (В.В. Безлепкиным) до 01.10.98 подготовить предложения
по совершенствованию содержания подготовки и профессиональной переподготовки
педагогических кадров в вопросах психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения развития личности ребенка.
3.4. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской
Федерации до 01.12.98 разработать критерии эффективности деятельности
ППМС-центров.
4. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
4.1. Определить меры по развитию сети ППМС-центров, укреплению их
материально-технической базы и укомплектованию кадрами, совершенствованию
деятельности на основе договоров о сотрудничестве с образовательными
учреждениями и межведомственного взаимодействия.
4.2. Рекомендовать центрам психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям считать сферой особого внимания решение проблем по предупреждению
дезадаптации детей в образовательных учреждениях и их безнадзорности;
поддержку семьи и ребенка в проблемных ситуациях; комплексное индивидуальное
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития
личности ребенка, направленное на его адаптацию в социуме.
4.3. С целью создания системы мер по профилактике школьной и (социальной
дезадаптации повысить ответственность руководителей .образовательных
учреждений за сохранность контингента обучающихся, воспитанников,
не оставлять без внимания каждый случай самовольного оставления детьми
образовательных учреждений, организацию их занятости в летний период.
4.4. Обратить предметное внимание на работу с семьями группы риска,
установить их постоянное патронирование, на межведомственной основе
разработать и приступить к реализации комплексной программы "Семья".
4.5. Организовать работу по повышению квалификации и переподготовке
кадров специалистов ППМС-центров на базе институтов повышения квалификации
работников образования по вопросам предупреждения школьной и социальной
дезадаптации обучающихся, оказания им профессиональной психолого-педагогической
и медико-социальной помощи.
4.6. При наличии достаточной сети ППМС-центров использовать опыт органов
управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга по созданию в регионах
советов директоров ППМС-центров для координации их деятельности и
обмена опытом работы.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя
министра Е.Е. Чепурных.
Первый заместитель Министра
В.М.Жураковский