Текст нормативного документа.
Федеральный
закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
"Об утверждении Федеральной программы развития образования"
Принят
Государственной Думой 15 марта 2000 года
Одобрен Советом Федерации 29 марта 2000 года
В
соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об образовании"
Федеральная программа развития образования является организационной
основой государственной политики Российской Федерации в области образования.
Статья
1. Утвердить Федеральную программу развития образования (прилагается).
Статья
2. Правительству Российской Федерации предусматривать средства для
реализации Федеральной программы развития образования при разработке
проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 2001-2005 годы.
Статья
3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
10 апреля 2000 г.
N 51-ФЗ
Приложение
к Федеральному закону
"Об утверждении Федеральной
программы развития образования"
от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
Федеральная
программа развития образования
Введение
Федеральная
программа развития образования (далее - Программа) в соответствии
с Законом Российской Федерации "Об образовании" является
организационной основой государственной политики Российской Федерации
в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного
развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и
задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами,
которые учитывают национально-культурные, социально-экономические,
экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного
региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством
Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской
Федерации.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего
финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого
функционирования системы образования Российской Федерации (далее -
система образования), так и дополнительного целевого финансирования
непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на
решение задач развития системы на основе достижений науки и практики
(инноваций)...
Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования
Подраздел 2. Проблемы образования
...В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального
положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья
детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные
учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит
в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения,
темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и
нового строительства. В 2-3 смены работают около 32 процентов школ,
более одной трети зданий и сооружений системы образования требуют
капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся
6,5 процента зданий, и только 46,3 процента школ имеют все виды удобств.
Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования,
практически прекращено строительство образовательных учреждений в
сельской местности. В ряде субъектов Российской Федерации это привело
к переполнению школ.
... Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако
существующее количество образовательных учреждений для указанных детей
не в состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении.
Положения раздела I являются основой определения целей, направлений
и задач развития системы образования, указанных в тексте Программы.
Раздел III. Направления реализации программы и ожидаемые результаты
Подраздел 1. Общие направления развития системы образования
...Ожидаемыми результатами развития образования являются:
...введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов
преемственных государственных образовательных стандартов и примерных
образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе
специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения
и учебников;
...введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования,
материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
...совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения
и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки,
создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими
ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
...целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями
здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных
семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных
компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней
общего образования и на льготных условиях - всех уровней профессионального
образования;
...регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической,
морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.
Подраздел 2. Обеспечение реализации и развития образовательных
программ (основных, дополнительных и специальных)
1. Дошкольное образование
Основными направлениями развития дошкольного образования являются:
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов
детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья, на основе индивидуального подхода;
сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных
учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями
населения;
...поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы
в образовательных учреждениях различных типов и видов;
...совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
2. Общее образование
Основными направлениями развития общего образования являются:
...обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями
здоровья;
...совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных
учебно-воспитательных учреждениях.
Подраздел 3. Государственные и социальные гарантии обучающимся
Основными направлениями развития в области государственных и социальных
гарантий обучающимся являются:
обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания
в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых
условиях или бесплатно;
предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами
организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными
и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового
и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;
разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
обеспечение условий для получения профессионального образования лицами
с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения
ответственности педагогических работников образовательных учреждений
и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану
жизни и здоровья обучающихся;
создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
создание условий для полноценного питания обучающихся;
защита обучающихся от игр и игрушек для детей, отрицательно влияющих
на физическое и психическое здоровье и не отвечающих психолого-педагогическим,
морально-этическим и санитарно-экологическим требованиям;
обеспечение местами в школах-интернатах и общежитиях на льготных условиях
оплаты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных
семей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях;
обеспечение условий отдыха и санаторно-курортного лечения обучающихся,
членов семей студентов, аспирантов с компенсацией части затрат из
различных фондов образовательных учреждений и различных профессиональных
объединений в соответствии с законодательством.
Подраздел 3 раздела III. Государственные и социальные гарантии
обучающимся
4. Поддерживать и развивать деятельность сети центров психолого-педагогической
и медико-социальной помощи обучающимся и психолого-медико-педагогических
консультаций для обучающихся, родителей и работников системы образования
с обеспечением конфиденциальности.
Разработать и осуществить системные меры по обеспечению здоровья обучающихся
на основе оказания доступных оздоровительных и медицинских услуг.
Сроки реализации: 2000-2005 гг.
Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая
государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления,
включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии
наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные
союзы; организации системы образования; детские и молодежные организации
и объединения; союзы промышленников, предпринимателей и иные.
5. Осуществлять систему мер по:
5.1. Обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты
их от всех форм дискриминации.
5.2. Повышению ответственности педагогических работников образовательных
учреждений, родителей (законных представителей) за обучение, воспитание,
охрану жизни и здоровья детей.
5.3. Обеспечению защиты личных и имущественных прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей),
обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней.
Сроки
реализации: 2000-2005 гг.
Ответственные
исполнители - органы государственной власти, включая государственные
органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая
местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук;
объединения системы образования; общественные организации; профессиональные
союзы; организации системы образования; детские и молодежные организации
и объединения; союзы промышленников, предпринимателей и иные.