Полный текст нормативного документа.
Примерные
требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье
письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №
03-51-46 ин /14-03
1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного
возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи
родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих
материалов и оборудования (далее - игрушки и материалы) для детей
с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям,
заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации
работы с семьей.
2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны
быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям
Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
2.1 При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться
в наличии:
- сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;
- санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором
России.
2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей
и в несанкционированных торговых точках.
2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.
2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием
детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых
смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны
в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не рекомендуются).
3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность
ребенка. Они не должны:
3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные
поступки, насилие.
3.2. Вызывать проявления жестокости по отношению к сверстникам, взрослым,
животным, а также персонажам игры.
3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности,
беспокойства.
3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим
за рамки возрастной компетенции ребенка.
3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым
особенностям и физическим недостаткам других людей.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие
ребенка и иметь следующие качества:
- полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования
в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом
и замыслом ребенка);
- дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства
обучения детей);
- эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития
ребенка, приобщения его к миру искусства);
- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам
ребенка.
5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.
5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место,
которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим
требованиям.
5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво
и прочно закреплено.
5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек
и материалов.
5.4 Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах
и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка
ярких, "кричащих" тонов.
5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных
видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
- сюжетные игры и игрушки;
- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических
персонажей);
- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
- игры с правилами;
- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.д. - на физическую компетенцию;
- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. - на
умственную компетенцию;
- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу
(шансовые).
5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы
дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки,
головоломки и др.;
- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность
к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением
фруктов, овощей, различных предметов;
- материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные,
безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться
со свойствами материалов предметов,
узнать, что тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться
только со взрослыми людьми.
5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование,
лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности
необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами)
и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для двигательной способности ребенка необходимо иметь следующие
предметы:
- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс - для развития быстроты
двигательных реакций;
- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему
и др. - для развития координации и ловкости;
- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для
захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
- эспандеры, гимнастические палки и др. - для формирования правильной
осанки ребенка.
При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических
стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения
травматизма детей.
6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть
место для хранения дополнительного материала (различных безопасных
шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек,
камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми, например,
шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта, шишки
и камешки - для игры в "магазин" и т.д.).
7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться.
Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на
время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо
приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.
9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать
в них участие.