Полный текст нормативного документа.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приказ
"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований к структуре
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования"
от 23 ноября 2009 г. N 655
Опубликовано 5 марта 2010 г.
Вступает в силу 16 марта 2010 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г.
Регистрационный N 16299
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования
и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N280 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N25, ст. 2562; 2005, N15, ст. 1350; 2006,
N18, ст. 2007; 2008, N25, ст. 2990; N34, ст. 3938; N42, ст. 4825;
N46, ст. 5337; N48, ст. 5619; 2009, N3, ст. 378; N6, ст. 738; N14,
ст. 1662), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ввести
их в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр А. Фурсенко
Приложение
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают
нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения),
в части определения структуры основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема,
а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных
общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании
образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных
учреждений.
II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
(далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в
образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных
программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается
уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных
требований.
2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей.
2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации
в массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом
и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но
и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом
образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную
программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками
готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития
ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ
начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной
направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность
по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса,
отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных
направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых
возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,
по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому,
художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, в
которых осуществляется образовательный процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65%
до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием
в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и
потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени,
необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками
образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.
2.10. В зависимости от направленности функционирующих в образовательном
учреждении групп детей дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей,
оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные
варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности
образовательного учреждения.
Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего
дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность
образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей
для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования.
2.11. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии
с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой
дошкольного образования и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
2.12. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной
программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая
должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной
направленности, рассчитывается с учетом направленности программы,
в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями
их развития, спецификой дошкольного образования и включает время,
отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков
в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в
ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
2.13. В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в
целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов.
2.14. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье",
"Безопасность", "Социализация", "Труд",
"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной
литературы", "Художественное творчество", "Музыка";
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями
здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы.
III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся
в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения
по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные,
демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
включает:
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости
от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа
родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации
всех видов детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии
с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье",
"Безопасность", "Социализация", "Труд",
"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной
литературы", "Художественное творчество", "Музыка"
ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию
физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно
в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим
сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области "Физическая культура"
направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного
отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое
развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости
и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности
и физическом совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области "Здоровье" направлено
на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры
здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность"
направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира
природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения
в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области "Социализация"
направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей в систему социальных отношений
через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области "Труд" направлено
на достижение цели формирования положительного отношения к труду через
решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
3.3.6. Содержание образовательной области "Познание" направлено
на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального
развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация"
направлено на достижение целей овладения конструктивными способами
и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих
задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной
речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3.3.8. Содержание образовательной области "Чтение художественной
литературы" направлено на достижение цели формирования интереса
и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области "Художественное творчество"
направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической
стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей
в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области "Музыка" направлено
на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых
для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ,
технологий, методических пособий.
3.4. Раздел программы "Содержание коррекционной работы"
разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание
помощи детям этой категории в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом
и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении
и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:
описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного
процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование
детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг
динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности,
использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов,
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие
в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей,
специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя,
воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов),
специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников
образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся
в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы
из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных
в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией,
содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию
воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества
ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность
в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового
образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем
мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно
действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает
живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует
на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные
произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми
и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается
предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять
стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно
определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями
со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том
"что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать
свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает
правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах
(транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных
как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный
замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности
и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей,
семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве
и принадлежности к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы
умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской
деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования
интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения
Программы по всем направлениям развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать
комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения
Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей
и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и
личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных
оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного
тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению
системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение,
беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов,
проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность
и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением
и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников
и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными
программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является
использование только тех методов, применение которых позволяет получить
необходимый объем информации в оптимальные сроки.