Полный текст нормативного документа.
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
1.
Одобрить подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского
образования на период до 2010 года (далее именуется - Концепция).
2. Минобразованию России:
обеспечить доведение Концепции до федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
подведомственных образовательных учреждений, педагогической общественности;
организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции
при разработке мер государственной поддержки образования, а также
при реализации федеральных и региональных программ развития образования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
КОНЦЕПЦИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
1. Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России определяется
задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к
рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания
страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования
нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом
влияния человеческого капитала. Российская система образования способна
конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы
широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной
политики, восстановление ответственности и активной роли государства
в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением
необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного
использования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России,
которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании",
Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в
Российской Федерации до 2025 года, а также
Федеральной программе развития образования на 2000 - 2005 годы.
Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально - экономической
политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу
и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической
линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
1.1. Российское образование и тенденции мирового развития
Образовательная
политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования
и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие
тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных
изменений в системе образования:
ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического
и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня
готовности граждан к такому выбору;
переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное
расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем
особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены
лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества,
что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы
неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные
изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в
повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников,
росте их профессиональной мобильности;
возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах
составляет 70 - 80 процентов национального богатства, что, в свою
очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования
как молодежи, так и взрослого населения.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения
места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа
как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение
общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых
Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
1.2.
Новые социальные требования к системе российского образования
Школа
- в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации
общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных
установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу
страны.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной,
органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой
экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности
народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной
безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации
общества, сохранения единого социокультурного пространства страны,
преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов
на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур
и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной
российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения
и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания
и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую
роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного
развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни,
гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному
качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями,
независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной
принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности
для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей.
Важной задачей также является формирование профессиональной элиты,
выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства
система образования должна обеспечить эффективное использование своих
ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
1.3.
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические
и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х
годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив
реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить
многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных
программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного
сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление
в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном
законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический
кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во
многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием,
в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны.
В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии
внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает
выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших
составляющих стандарта образования наступившего века: математики и
информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского
и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин
(экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою
очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового
голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации
работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального
образования не могут найти себе работу, определиться в современной
экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества
все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом
к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие
социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной
и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого
как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство
и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные
в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование,
существенное увеличение заработной платы работникам образования и
усиление стимулирования качества и результативности педагогического
труда.
Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования
для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы
действующие в образовании организационно-экономические механизмы,
что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а
также кардинально улучшить использование этих средств, направив их
непосредственно в учебные заведения.
В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится
практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного
маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных
учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста"
в образовании.
Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением
роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении
совместно с общественностью высокого и современного качества работы
образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых
форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
1.4.
Цели и основные задачи модернизации образования
Главная
задача российской образовательной политики - обеспечение современного
качества образования на основе сохранения его фундаментальности и
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества
и государства.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача,
она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают
с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение
направлений модернизации и развития образования не может замыкаться
в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.
Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане
России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные
институты государственной власти, органы местного самоуправления,
профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие
и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого
развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке
следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей
получения полноценного образования;
достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального
образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических
механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования,
усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы
на основе распределения ответственности между субъектами образовательной
политики и повышения роли всех участников образовательного процесса
- обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Основой современной образовательной политики государства является
социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические
цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе
постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями
национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных
ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую
российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления,
методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного
мнения должны пристально изучаться органами управления образованием
и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении
модернизации образования.
2.1.
Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
Конституция
Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако
в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не
всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации
осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические
условия для:
бесплатности полного среднего образования в пределах государственного
образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней
в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне
зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
получения образования в соответствии с установленными государственными
образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества
качество образования.
Доступность качественного образования означает также государственные
гарантии:
обучения на учебно-материальной базе с использованием современного
учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося
в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье,
ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);
бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных,
муниципальных и учебных библиотек.
Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях
рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом
на их образование, о качественном уровне получаемого образования и
его соответствии государственным образовательным стандартам.
Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной
школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего
профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся
системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных
испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом
результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена.
При этом в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по
профессиям, предполагающим наличие определенных творческих, психологических,
физических наклонностей, а также реализующих учебные программы повышенной
сложности, могут быть установлены дополнительные требования к приему.
Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки
(профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы,
ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся,
в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства
и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс социально-экономических
мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях. В
числе этих мер:
разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления;
передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных
общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации
и придания им статуса государственных образовательных учреждений;
введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание
на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки
детей, нуждающихся в особой социальной защите. Это обеспечит им доступность
дополнительных образовательных услуг и возможность обучения в учреждениях
образования, реализующих программы повышенного уровня;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования
для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать
среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные
формы погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности
государственного образовательного кредитования и субсидирования для
подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение
для экономического и социального развития государства;
нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования
внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей
платных образовательных услуг;
последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной
стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума;
стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным
рабочим днем.
Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе
среднего и высшего профессионального образования будут в установленном
законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных
условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной)
общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования для реализации
ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего
или высшего профессионального образования.
Важной организационно-педагогической мерой будет восстановление на
современной технической основе учета детей школьного возраста и создание
государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного
общего образования, мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении
качественного общего образования будут осуществлены специальные меры
по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены
медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для
обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства,
а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных
школах и школах-интернатах.
Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным
индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные
меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи,
социальным сиротством. В их числе:
создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских,
нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных,
мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;
создание специализированных консультативных подростковых центров,
где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные
проблемы;
рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы
приемных семей и детских домов семейного типа;
расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и
психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с
детьми группы риска;
подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение
родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;
введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных
по правам ребенка.
Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков
и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного
времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность.
Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления,
органами управления образованием и образовательными учреждениями с
привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического
влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению
их занятости.
2.2.
Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое
звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой
предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся
определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных
и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать
целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся,
то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания
образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы,
следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического,
гуманитарного и художественного образования.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать
органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной
в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания -
формирование у школьников гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной
адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие
школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были
и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей,
способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения
детей и молодежи.
Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного
качества общего образования планируется:
по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание
общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его
ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образование будет
принято по итогам эксперимента не ранее 2006 - 2007 годов);
разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты
общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий
учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений;
провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки
учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения
и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а) реальной разгрузки содержания общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и
летнего отдыха детей и молодежи;
обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении
государственных образовательных стандартов - на основе многообразия
образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства
формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного
развития личности;
отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе,
в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями
начального, среднего и высшего профессионального образования;
усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся
- экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков,
улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить
всеобщую компьютерную грамотность;
обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной
грамотности как минимум одного иностранного языка;
предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку
за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям
за курс основной школы;
создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической
поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов,
склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или
иной профессии;
отработать в порядке эксперимента в 2002 - 2003 годах различные механизмы
реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении
и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном
пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);
организовать на селе систему "школьных автобусов";
обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой
образовательной информационной среды (2001 - 2005 гг.)" развитие
дистанционного образования и др.;
разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных
учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также
учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;
создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы
и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации
и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового
поколения;
обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям,
ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса
модернизации образования;
создать независимую от органов управления образованием государственную
систему оценки качества образования, которая должна стать действенным
и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.
2.3. Создание условий для повышения качества профессионального
образования
Государство
возвращается в образование как гарант качества образовательных программ
и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными
образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых
форм.
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального
образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности,
сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования
выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники,
технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные
потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга
текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной
квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии
с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального
образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего
образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда,
а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться
до населения через средства массовой информации.
Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству
выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование
у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ готовности
к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию
собственного дела.
В числе стратегических направлений развития профессионального образования
особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической
базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение
их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение
вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит
как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской
науки.
Особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научных
исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление
кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны.
Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер, направленных
на повышение требований к качеству профессионального образования,
в частности:
переаттестацию всех образовательных программ в области экономики,
права и менеджмента;
переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов
вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного
образца. К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России,
видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием
субъектов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального
образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность
народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального
и среднего звеньев производства. Надлежит существенно актуализировать
содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих
уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества,
интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий,
решительно повернуть учреждения начального и среднего образования
к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования,
в частности для создания современной учебно-методической и информационной
базы обучения, расширения научно-исследовательских работ, издания
учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит
отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего
среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных
заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных
программ, вертикальную мобильность их учащихся.
Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным
образованием. Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии
регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития
профессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективности
деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования
следует разделить их на два уровня - федерального и регионального
подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой
сфере на муниципальный уровень.
Для достижения нового качества профессионального образования будет
осуществляться:
прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети
профессиональных образовательных учреждений, рекрутин-говых и информационных
агентств, служб занятости;
устранение сегментации профессионального образования, неоправданного
монополизма и слабой информированности потребителей, а также диспропорций
и излишнего дублирования в подготовке кадров;
оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется
подготовка кадров;
структурная и институциональная перестройка профессионального образования,
оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции
начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования,
обеспечение реальной много-уровневости высшего образования, создание
университетских комплексов;
радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных
учебных заведений;
информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное
использование технологий открытого образования;
углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ,
соединение их с прорывными высокими технологиями;
повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов
обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных
сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального
образования;
интеграция университетской, академической и отраслевой науки;
разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы
"Университеты России";
осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих
школ с определением порядка и форм такой поддержки;
формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров,
привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук,
обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования
и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования,
обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов
деятельности и карьерном росте;
сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения
в учреждениях начального и среднего профессионального образования
с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;
обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в
решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке
образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными
требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа
на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении
кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации;
организация на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего
профессионального образования общепрофессиональной подготовки офицеров
по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического
и гуманитарного профилей, создание межвузовских военных факультетов
подготовки офицеров запаса.
Для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей
высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой государственной
поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурсной основе.
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного
работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного
на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего
своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности,
способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых
стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной
и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности
в получении соответствующего образования.
Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования,
качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной
и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны.
Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического
сообщества, государства, предпринимательских кругов.
2.4.
Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В
ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль
национальной экономики, государство будет последовательно наращивать
его финансовую поддержку до необходимой потребности.
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов
модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые
принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и
начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных
образовательных стандартов и необходимых условий образовательного
процесса;
разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования
учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального
образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования
граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения
ими профессионального образования;
выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней,
включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного
оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек
и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся
финансового обеспечения образования;
развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;
обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования
из бюджетов разных уровней;
стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений
профессионального образования; переход к финансированию учреждений
профессионального образования на контрактной основе;
нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений
образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых
форм образовательных учреждений и организаций;
последовательная реализация принципа экономической автономии учебных
заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств
образовательных учреждений;
обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений,
повышение их финансово-экономической ответственности;
создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения
образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных
образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения
повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования
образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных
процессов;
создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности)
культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных
центров;
поддержка профильного учебного производства на базе образовательных
учреждений;
предоставление возможности использовать средства Федеральной программы
развития образования для финансирования программ развития всех типов
и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.
Система образования должна быть ориентирована не только на задания
со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный
образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ,
предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных
потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения
дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
2.5.
Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами,
их поддержка государством и обществом
Государство
рассматривает улучшение материального положения и повышение социального
статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной
политики.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического
корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое
условие модернизации системы образования России.
В рамках подпрограммы "Педагогические кадры России" Федеральной
программы развития образования предусматриваются меры по преодолению
негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению
социального статуса и профессионализма педагогических работников.
Они будут включать в себя следующие основные направления:
1. Повышение статуса педагогического работника.
Все педагогические работники должны получить возможность реализовать
право на:
участие посредством профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций,
объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в выработке
принципов и направлений образовательной политики;
свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием;
бесплатное пользование фондами государственных, муниципальных и учебных
библиотек;
льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных
норм, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических
и управленческих работников образования:
введение финансирования расходов по оплате труда работников общеобразовательных
учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации; при этом за
счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован
обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному
учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования
качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом
на рынке труда;
осуществление на основе модернизации ЕТС перехода на систему оплаты
труда педагогических работников с учетом специфики образовательной
отрасли; доведение к 2006 году средней заработной платы учителей до
уровня средней по промышленности;
введение надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической
деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных
учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической
деятельности;
решение в установленном порядке вопроса об отсрочке призыва в ряды
Вооруженных Сил для выпускников учреждений высшего и среднего профессионального
образования, получивших педагогическую специальность, на время их
работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога,
воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего
и начального профессионального образования, имеющих государственную
аккредитацию, детских домах и интернатах;
совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий
педагогических работников;
совершенствование системы медицинского и социального страхования работников
образования;
формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения
жилья;
закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льгот
педагогическим работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг
в сельской местности.
3. Повышение профессионализма педагогических кадров:
разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы
подготовки педагогических кадров - ее организации, структуры, содержания,
принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными
процессами в образовании; увеличение объема и повышение качества подготовки
педагогических кадров для системы начального и среднего профессионального
образования;
реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников
образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение
персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога
на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального
образования;
оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовку
в установленных государством объемах не реже, чем один раз в пять
лет;
организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для
управленческих и педагогических кадров;
реорганизация методической службы органов управления образованием;
построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга;
создание эффективной системы подготовки, повышения квалификации и
аттестации руководителей органов управления образованием и образовательных
учреждений, введение единого порядка замещения ими руководящих должностей.
Основной задачей является модернизация системы научно-методического
обеспечения образования, предусматривающая:
качественное обновление педагогической науки, преодоление неоправданного
дублирования ведомственных институтов и научных учреждений Российской
академии образования, оторванности их от запросов современной образовательной
практики;
возрождение практико-ориентированных научных школ и построение принципиально
новых моделей прикладных исследований, способствующих развитию педагогической
науки и распространению образовательных инноваций;
целевое финансирование перспективных прикладных исследований и социально-образовательных
проектов.
2.6. Управление развитием образования на основе распределения ответственности
между субъектами образовательной политики
В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых,
открытость образования как государственно-общественной системы и,
во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности
в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной
политики и их взаимодействия.
Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации
правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен
обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так
и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии
образования.
Планируется в установленном порядке закрепить правовой статус попечительского
совета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета
в формировании перечня платных образовательных услуг, оказываемых
учреждением сверх соответствующих образовательных программ и государственных
образовательных стандартов, определении направлений профориентационной
деятельности, решении кадровых вопросов, организации общественного
контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и др.
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы
образования - модернизация самой модели управления этой системой.
В современных условиях управление образованием - это прежде всего
управление процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую
до настоящего времени единую систему образовательной статистики и
показателей "качества образования, сопоставимую с мировой практикой,
а также систему мониторинга образования.
Ближайшая цель - формирование оптимальной модели управления, в которой
будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции
и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде
всего - образовательных учреждений и органов местного самоуправления,
региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена
гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений.
В современных условиях значительную и всевозрастающую часть информации
учащиеся получают самостоятельно и, в первую очередь, через средства
массовой информации. В этой связи планируется разработать и осуществить
меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры,
воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию
и пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной
нетерпимости. Будет увеличено число и повышено качество образовательных
программ на государственных радио- и телеканалах, расширены возможности
свободного и оперативного получения информации, в частности через
создание общедоступных электронных библиотек в рамках федеральных
целевых программ "Электронная Россия" и "Развитие единой
образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".
Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие
образования как открытой и единой государственно-общественной системы:
введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности
образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной,
материально-технической), за исполнение которых несут ответственность
учредители и несоблюдение которых может служить основанием для прекращения
деятельности соответствующих учреждений;
создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития
многообразных договорных отношений в сфере образования (между гражданами
и образовательным учреждением; между образовательным учреждением и
его учредителями; между соучредителями образовательного учреждения;
между образовательными учреждениями и работодателями);
отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования
образовательных учреждений органами государственной власти федерального
и регионального уровня и органами местного самоуправления;
расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов
управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных
и внебюджетных средств;
поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем
финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных
проектов;
развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений)
при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных
программ;
осуществление в системе дошкольного образования постепенного перехода
к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений со
стороны государства, учредителя и родителей, при одновременной адресной
социальной поддержке малообеспеченных семей;
упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверх
государственного образовательного стандарта в общем и профессиональном
образовании и усиление контроля за использованием полученных средств
со стороны попечительских и родительских советов;
введение персональных счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования
государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств
на образование и оздоровление каждого ребенка;
повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение
своих функций, определенных уставом, нормативных условий образовательного
процесса, государственного образовательного стандарта.
Система образования является сферой взаимодействия интересов государства
и общества, в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных
правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование
и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности
за создание условий, необходимых для выполнения системой образования
своих социальных и образовательных функций.
3. Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики
Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая
при активном содействии общества. Она должна привести к достижению
нового качества российского образования, которое определяется прежде
всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной
жизни страны.
На первом этапе, в 2001 - 2003 годах, предстоит в полном объеме восстановить
ответственность государства в сфере образования. Государство обеспечивает
запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при
этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе.
Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте
общего современного процесса реформирования различных сторон российской
жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь
для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.
На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с
процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные
нормативы, решением социально значимых проблем.
Основные направления и первоочередные меры образовательной политики
этого этапа составляют:
1. Передача оплаты труда работников общеобразовательных учреждений
и обеспечение учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации
и придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного
образовательного учреждения, а также:
осуществление мер по постепенному переходу к долевому финансированию
дошкольных образовательных учреждений и передачу в ведение субъектов
Российской Федерации финансирования и реализации программ дошкольного
образования;
разработка нормативно-правовой базы для соучредительства образовательных
учреждений субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления,
в том числе образовательных комплексов "школа - детский сад".
2. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов
контроля за его качеством:
принятие государственных стандартов общего образования;
организация экспериментальной апробации нового содержания общего образования,
его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни
страны;
создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени
общеобразовательной школы;
формирование и приведение в действие независимой от органов управления
образованием государственной системы аттестации и контроля качества
образования;
экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.
3. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования
образования:
обеспечение бюджетного финансирования образования в приоритетном порядке.
Ежегодное увеличение доли бюджетных средств, в том числе в рамках
федеральных целевых программ, направляемых на развитие образования
в части приобретения оборудования и информационных ресурсов, повышения
квалификации преподавателей, капитальных вложений, финансирования
экспериментальных инновационных площадок;
нормативное финансирование образовательных учреждений после экспериментальной
отработки его моделей и других организационно-экономических механизмов,
обеспечивающих эффективное использование средств, направляемых в образование;
ликвидация задолженностей образовательных учреждений, накопившихся
в результате неисполнения бюджетных обязательств и не-дофинансирования
обязательств по платежам за коммунальные услуги.
4. Усиление социальной направленности системы образования:
принятие комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным
поведением детей и молодежи, социальным сиротством;
обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных
семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования
для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей
среднего и высшего профессионального образования;
расширение доступности дошкольного образования с адресной поддержкой
малообеспеченных семей;
разработка и реализация в рамках федеральной целевой программы "Молодежь
России" подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление
детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002 - 2005 гг.)".
5. Всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ, их приоритетная
информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование
их образовательного процесса и материально-технической базы.
6. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования,
усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда:
обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов,
научных и творческих школ, обеспечение интеграции академической, вузовской
и отраслевой науки;
совершенствование структуры и сети учреждений начального и среднего
профессионального образования, развитие системы профессиональных колледжей,
актуализация содержания и повышение качества профессиональной подготовки,
ее ориентации на потребности местных рынков труда;
развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального
образования, концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого
населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
введение системы мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов
в профессиональном образовании (государственное задание, целевые возвратные
субсидии);
создание системы прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных
кадрах в разрезе профессий и специальностей, совершенствование на
этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального
образования.
7. Обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм
образовательных учреждений (организаций), инвестиционной привлекательности
системы образования путем внесения поправок в законодательство Российской
Федерации и другие нормативные акты, стимулирование таким образом
юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих
ему безвозмездную поддержку.
8. Повышение социального статуса, государственной поддержки и профессионального
уровня работников образования:
введение надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической
работы, за продолжительность непрерывной работы в образовательных
учреждениях, а также надбавок молодым специалистам;
на основе модернизации ЕТС подготовка к осуществлению перехода на
систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики
образовательной отрасли;
совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий
педагогических работников, их медицинского и социального страхования;
решение вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на действительную
военную службу молодым специалистам и педагогам на время их работы
в учреждениях общего образования, в том числе детских домах и школах-интернатах,
и начального профессионального образования, имеющих государственную
аккредитацию;
разработка и реализация в рамках Федеральной программы развития образования
приоритетного направления "Педагогические кадры России";
повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих
кадров по направлениям модернизации образования за счет средств бюджетов.
9. Принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения
образования, перестройка организации педагогической науки, преодоление
ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной
практики, повышение ее роли в поддержке, проектировании, экспертизе
образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления
образования.
10. Приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие
с задачами ее модернизации.
На втором этапе, в 2004 - 2005 годах, предстоит в полном масштабе
реализовать изложенные ранее меры, в частности те, которые проходили
экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов
получили поддержку, развернуть новые модели содержания образования,
его организации и финансирования. Все это должно быть основано на
детальном анализе регионального опыта и специфики местных условий,
должно обеспечивать достижение основных задач модернизации образования,
в первую очередь - современное качество образования и его реальную
доступность для населения.
Проведенные ранее эксперименты позволят четко определить социальные
риски новых форм и выработать соответствующие компенсирующие механизмы.
В ходе второго этапа будет проведено последовательное расширение ресурсного
обеспечения образования, в первую очередь со стороны бюджетов всех
уровней.
Особое значение на этом этапе приобретает разработка механизмов управления
инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей
в образовании. Эти модели будут разрабатываться и внедряться с учетом
региональной специфики.
Вместе с тем, на данном этапе значительно более важную роль в развитии
образования должно играть общество: предприятия, семьи, местное самоуправление,
общественные организации. Это будет обеспечиваться двумя факторами.
Во-первых, доходы семей и предприятий (и прямо зависящие от них возможности
местных бюджетов) позволят существенно увеличить платежеспособный
спрос на образование, в первую очередь - профессиональное, и расширить
поддержку образовательных организаций как в форме бюджетного финансирования,
так и в виде спонсорской помощи. Во-вторых, формирование прозрачных
механизмов управления образованием и образовательными учреждениями
сделает более эффективными различные формы общественной поддержки
и контроля.
В целом образование будет более ориентировано на рынок труда и требования
социально-экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями
частично вытеснят форму государственного задания (особенно в начальном
и среднем профессиональном образовании). Это позволит снизить темпы
роста бюджетного финансирования профессионального образования. В то
же время бюджетное финансирование общего образования из региональных
и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы роста до конца десятилетия.
Во второй половине десятилетия, в 2006 - 2010 годах, должны четко
обозначиться первые результаты модернизации образования:
рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления
сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие
в образование, могут возрасти с 1,3% до 2,5% ВВП);
реальное повышение качества общего и профессионального образования,
выход общеобразовательной школы на уровень современных требований
и профессиональной школы на международный уровень; на этой основе
экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд
долларов США;
снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального
неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;
на основе повышения заработной платы работников образования будут
обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава
педагогического корпуса, в частности, его омоложение;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности
профессионального образования в результате опережающего обновления
материально-технической базы начального и среднего профессионального
образования, их адаптации к рынкам труда.
Одобряя данную Концепцию, Правительство Российской Федерации считает,
что уже в ближайшие месяцы, в течение которых необходимо завершить
разработку обновленной образовательной политики и механизма запуска
модернизации образования, государственные и общественные институты
страны должны продемонстрировать решимость и последовательность в
реализации планов модернизации российского образования на период до
2010 года."