Полный текст нормативного документа.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ.
Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2.
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации
деятельности логопедического пунк-та как структурного подразделения
государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в
целях оказания помощи обучаю-щимся, имеющим нарушения в развитии устной
и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных
программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении
обучающимися общеобразова-тельных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей
(законных представите-лей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном
учреждении, находящемся в городской ме-стности, при наличии пяти-десяти
классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов
I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении,
находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного
учреждения, имеющие нару-шения в развитии устной и письменной речи
на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени вы-раженности;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие
речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты
речи, обусловленные нарушением строения и под-вижности органов речевого
аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные
общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются
обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи,
препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ
(дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием
речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования
речи обучающихся, кото-рое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по
30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной
и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1.
Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных
и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного
учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения
не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед
заполняет речевую карту по форме согласно приложению2.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится
в течение всего учебного года после устра-нения у них нарушений в
развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе.
Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость
групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии
устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного
учреждения (приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся
во внеурочное время с уче-том режима работы общеобразовательного учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими
дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться
во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность
групповых и индивиду-альных занятий определяется тяжестью нарушения
речевого развития. Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения
и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз
в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое
недоразвитие речи; на-рушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим
или
фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного -
двух раз в неделю;
- с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз
в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго
уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения
и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По
мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия
с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучаю-щимися
не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и
обучающимися с недостатка-ми произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность
индивидуального заня-тия - 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися
и учет их посещаемости отражаются в жур-нале факультативных и логопедических
занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями
речи с согласия родите-лей (законных представителей) направляются
учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение
для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским пси-хиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую
комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися
занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель
и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного
учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении
причин неуспеваемости и дает рекомен-дации по их преодолению. Учитель-логопед
несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся
с первичной речевой патологией, комплектование групп.
Учитель-логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений
устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по
предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной
первичным речевым нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися
общеобразователь-ных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями,
со специальными (коррекцион-ными) образовательными учреждениями для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопе-дами
и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических
комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный
отчет о количестве обучаю-щихся, имеющих нарушения в развитии устной
и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и ре-зультатах
обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью,
отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается
специальным оборудованием (приложение 5).
Заместитель Министра Е.Е. Чепурных