Полный текст нормативного документа.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ЗПР) В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ
ГОСОБРАЗОВАНИЕМ СССР И МИНЗДРАВОМ СССР ОТ 26.10.90г. N 37-14/2.
Приему
в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом
"задержка психического развития", выраженным в замедленном
темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы,
обусловленном инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями,
интоксикацией или травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно,
при родах или в раннем детстве, а также вызванных нарушениями эндокринной
системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа
психического развития которых может быть также следствием педагогической
запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети
с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития,
однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в
связи с незрелостью эмоционально - волевой сферы, пониженной работоспособностью,
функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения
эмоционально - волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых
установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной
возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости,
апатичности.
Недостаточная
выраженность познавательных интересов у таких детей сочетается с незрелостью
высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, с функциональной
недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координации
движений. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях
звукопроизношения, в бедности и недостаточной дифференцированности
словаря, в затруднённом усвоении логико-грамматических конструкций.
У значительной части детей с ЗПР наблюдается недостаточность фонетико-фонематического
восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии
устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко
недостаточная развернутость высказывания.
Снижение
познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний
об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту
и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность
движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений
и действий, отрицательно отражаются на продуктивной деятельности,
такой как лепка, рисование, конструирование.
Недостаточная
готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих
возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает
задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия
и осуществлении переноса усвоенного на другие предметы и действия
при выполнении последующих заданий.
Способность
принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные
задания, существенно отличают детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживают
более высокие потенциальные возможности их психического развития.
Дети
7-го года жизни владеют некоторыми математическими представлениями
и умениями: правильно указывают большую и маленькую группы предметов,
воспроизводят числовой ряд в пределах 5-ти (далее - часто с ошибками),
в обратном счете затрудняются, пересчитывают небольшое количество
предметов (в пределах 5-ти), но нередко не могут назвать результат.
Вцелом, решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно
- практическом уровне им доступно, однако дети могут затрудняться
в объяснении причинно - следственных связей.
Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают
с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.
Для
игровой деятельности детей с ЗПР характерно неумение без помощи взрослого
развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет
общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они обычно
предпочитают подвижную игру без правил.
При
значительной неоднородности клинико-психологической структуры задержки
психического развития в дошкольном возрасте, наряду с более незрелыми
психическими функциями, имеется фонд сохранных психических функций,
на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Дети
с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно-профилактических
учреждений на медико-педагогические комиссии (МПК) с целью решения
вопроса об их определении в учреждение для воспитания, коррекции психического
развития и восстановительного лечения.
Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное
учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов,
беседы с родителями и обследовании ребенка.
Основными
медицинскими показаниями к приему в дошкольное учреждение и в группы
для детей с ЗПР является:
-
ЗПР церебрально-органического генеза;
- ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и
психофизического инфантилизма;
- ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической
астении и соматогенной инфантилизацией;
- ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности
по невротическому типу, психическая инфантилизация);
- ЗПР вследствие иных причин.
Другим
показанием к приему в дошкольное учреждение является педагогическая
запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий
воспитания.
При
равных условиях в первую очередь в учреждения указанного типа должны
направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР - церебрально-органического
происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической
симптоматикой.
В
тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить
только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается
в дошкольное учреждение условно на 6 - 9 месяцев. При необходимости
этот срок может быть продлен МПК.
Не
подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа
дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
-
олигофрения; органическое или эпилептическое шизофреническое слабоумие;
- выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
- выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия,
заикание;
- шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально - волевой сферы;
- выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной
природы;
- частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения
и лечения у психо-невролога;
- стойкий энурез и энкопрез;
- хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания,
пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание.
Дети, не подлежащие воспитанию в учебных учреждениях указанного типа,
направляются в соответствующие учреждения системы народного образования,
либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе
для детей с ЗПР выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит
отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос
об отчислении или переводе ребенка решается МПК. После пребывания
ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом
уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета
дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу
(класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (в отдельных
случаях - о направлении в специализированную школу соответствующего
типа).
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной
школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским
персоналом дошкольного учреждения.
Для
детей с ЗПР организуются:
-
детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием
детей с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
- дошкольные группы при детских садах, детских домах общего типа;
- дошкольные группы при школах - интернатах для детей с ЗПР;
- консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при
дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с
ЗПР.
Группы
комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа - дети в возрасте
от 5 до 6 лет, подготовительная группа - дети в возрасте от 6 до 7
лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных
возрастов.
Заведующий
(директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за
своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК.
Дошкольные
учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются
Положением о дошкольном учреждении.