Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


Главная > Трансляция опыта работы > Научно-практическая конференция 2005 г.

 

9 ноября 2005 г. в нашем детском саду состоялась научно-практическая конференция "Актуальные вопросы коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР". Конференция была посвящена подведению итогов экспериментальной научно-практической работы, проводившейся на базе детского сада № 908 в течение 9-ти лет под руководством к.п.н. Натальи Юрьевны Боряковой, доцента кафедры специальной психологии МГОПУ им. М.А.Шолохова.
В работе конференции приняли участие представители Департамента образования г. Москвы, СВУО, УМЦ СВУО, руководители и специалисты коррекционных дошкольных учреждений.

 

С докладами выступили:
Увеличить (800х600, 76 кБ)

Научный руководитель ЭР, к.п.н., Н.Ю. Борякова с докладом "Проблема коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Теория и практика";

 

Увеличить (800х600, 52 кБ)

Заведующая д/с №908 Е.А. Дубинина с докладом "Развитие учреждения компенсирующего вида в условиях инновационной деятельности"

 

Увеличить (800х600, 35 кБ)

Старший учитель-дефектолог по ЭР М.А. Касицына с докладом "Организационно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей специального детского сада для детей с ЗПР";

 

Увеличить (800х600, 48 кБ)

Старший воспитатель Т.А. Кужелева с докладом "Некоторые направления деятельности воспитателей
в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР";

 

Увеличить (800х600, 61 кБ)

Психолог С.В. Орехова с докладом "Некоторые аспекты психологического сопровождения детей
с ЗПР в специальном детском саду";


Увеличить (800х600, 22 кБ)

Учитель-дефектолог групп кратковременного пребывания В.Д. Смирнова с докладом "Организационная модель группы кратковременного пребывания для детей с минимальными отклонениями в психическом развитии";


Увеличить (800х600, 48 кБ)

Воспитатель по опытно-экспериментальной деятельности детей Н.В. Субботина с докладом "Развитие познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной деятельности".

 

В прениях приняли участие
Зав. дошкольной лаборатории УМЦ СВУО г.Москвы Т.А. Даньярова,
Зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. Шолохова профессор И.Ю.Левченко,
Зав. кафедрой логопедии МГОПУ им. Шолохова, проф. О.С. Орлова,
Зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии Педагогической Академии последипломного образования профессор В.В. Воронкова,
Директор Психолого-медико-социального Центра "Северо-Восток" в системе образования СВУО О.Е.Буланова

 

 

Краткое содержание доклада научного руководителя экспериментальной работы, к.п.н., Н.Ю. Боряковой

На современном этапе развития системы образования остро актуальными являются проблемы комплексного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
Наиболее многочисленной категорией проблемных детей являются дети с задержкой психического развития. Данная категория полиморфна, психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте сложна и многообразна. Детей с ЗПР характеризует качественное своеобразие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер, что выдвигает определённые требования к организации и отбору содержания коррекционно-образовательной работы с ними.
В последние годы разработан ряд методических пособий и программно-методических материалов для работы с детьми с ЗПР с условиях детского сада (комбинированного или компенсирующего вида). Однако потребности практики не удовлетворены в полной мере. У педагогов-практиков, у психологов специального образования, логопедов, воспитателей возникает много вопросов относительно содержания и технологий коррекционно-педагогической работы. Недостаточно разработаны некоторые организационно-методические вопросы.

С 1993 года детский сад № 908 СВУО г. Москвы работает в экспериментальном режиме. Экспериментальная деятельность на протяжении всего этого периода направлена на широкий круг теоретических и прикладных задач. В связи с этим отбиралась тематика экспериментальной деятельности, усложнялись ее структура и содержание.
Основной целью экспериментальной деятельности (ЭД) являлась разработка организационной и содержательной модели коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ЗПР в условиях детского сада компенсирующего вида.
При разработке программы эксперимента мы исходили из следующей гипотезы: целенаправленное комплексное сопровождение ребёнка с ЗПР, организованное в сензитивный период развития психики, может оптимизировать процесс социальной адаптации и амплификации образовательных воздействий.

Оптимизация процесса коррекционного обучения и воспитания может быть достигнута благодаря построению организационной модели, основанной на:
- единой технологии диагностики и коррекции;
- максимальном расширении и качественном обогащении коррекционно-развивающей среды;
- оптимальной организации коррекционно-образовательного процесса во времени;
- оптимальном распределении функциональных обязанностей между специалистами и воспитателями;
- мониторинге коррекционно-педагогического процесса.


Для построения такой модели потребовалась углублённая разработка организационно-методических и технологических подходов, определяющих структуру коррекционно-педагогической работы с детьми, её содержание, организационные формы педагогического процесса, разработка пакета форм единой рабочей и отчётной документации. Решение широкого круга задач оказалось возможным на основе плодотворного сотрудничества педагогического коллектива, представителей высшей школы и других учреждений системы образования и здравоохранения.
В процессе ЭД решались как теоретические, так и практические задачи.
Теоретические:
- изучение структуры отклоняющегося развития у детей, поступающих в детский сад компенсирующего вида;
- изучение психологических особенностей детей с ЗПР различных возрастных групп;
- теоретическое обоснование системы коррекционно-педагогического воздействия на ребёнка с ЗПР в условиях детского сада компенсирующего вида.
Практические:
- построение и апробация организационной модели специального детского сада компенсирующего вида для детей с ЗПР;
- разработка "Образовательной программы" специального детского сада компенсирующего вида для детей с ЗПР.
- разработка и обогащение коррекционно-развивающих технологий для работы с детьми с ЗПР раннего и дошкольного возраста;
- разработка программно-методических материалов и методических рекомендаций для работы с детьми с ЗПР в детском саду;
- уточнение и содержание форм рабочей и отчётной рекомендации для специального детского сада;
- разработка системы мониторинга коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду.
- разработка и уточнение функциональных обязанностей специалистов и педагогов, работающих с дошкольниками с ЗПР в специальном детском саду;
- разработка модели психологической службы и ПМПК (консилиума) для детского сада компенсирующего вида;


Отдельным направлением ЭД явилась разработка организационно-методических вопросов медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с отклонениями в развитии в условиях групп кратковременного пребывания.
В процессе экспериментальной деятельности было проведено около 25 экспериментальных исследований, направленных на изучение психологических особенностей детей с ЗПР и разработку коррекционно-развивающих технологий, направленных на познавательное и эмоционально-личностное развитие детей.
В проведении этих экспериментов и разработке методических рекомендаций принимали участие педагоги специального детского сада № 908: М.А. Касицына, Т.П. Романова, Е.Н. Бышкова, В.Д. Смирнова, С.В. Орехова и многие другие. Помимо этого, к экспериментальной работе привлекались студенты и аспиранты дефектологического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова: Т.А. Матросова, О.А. Пятовская, И.С. Никишова, Е.В. Носова и другие. Каждое из этих небольших исследований нашло отражение либо в выпускной квалификационной работе, либо в статьях и публикациях.

В процессе экспериментальной деятельности получены новые и дополненные научные сведения о закономерностях отклоняющегося развития психики, о психологических особенностях детей с ЗПР, подтверждены данные об изменении состояние детской популяции.
Практическая значимость результатов экспериментальной деятельности:
- разработана организационная модель детского сада компенсирующего вида для детей с ЗПР. Доказано, что учреждение такого типа является необходимым звеном в системе специального образования и может выполнять функции диагностического центра, связующего звена в деятельности параллельных служб (образования, здравоохранения и соцзащиты), базы для методической работы со специалистами округа и города;
- определены структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР и их содержание;
- предложены коррекционно-развивающие технологии развития речи детей с ЗПР, психомоторного развития, социально-нравственного воспитания, психокоррекционной работы, ознакомления с окружающим миром, формирования элементарных математических представлений и др.;
- отработаны формы отчётной и рабочей документации специалистов и воспитателей детского сада компенсирующего вида;
- определена технология диагностики и мониторинга психического развития ребёнка в условиях специального детского сада;
- разработана организационная и содержательная модель комплексного сопровождения ребёнка с отклонениями в развитии в группах кратковременного пребывания компенсирующего вида.

Разработанные педагогические технологии, а также формы документации могут быть широко использованы не только в практике работы учреждений компенсирующего вида для детей с ЗПР, но и в дошкольных группах другого профиля (для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата), а также в условиях интегрированного обучения.
Результаты экспериментальной деятельности обобщены, использованы различные формы трансляции накопленного опыта:
- опубликованы учебно-методические пособия и статьи;
- проведен ряд научно-практических конференций;
- опыт работы транслируется посредством методических объединений, семинаров, мастер-классов и др.;
Детский сад № 908 является учебной базой дефектологического факультета МГОПУ им. Шолохова, Академии послевузовского образования МО и педагогического колледжа № 16;
Результаты опытно-экспериментальной деятельности подтверждают правильность выдвинутых гипотез, имеют большую теоретическую и практическую значимость. Опираясь на достигнутые результаты, мы видим перспективы дальнейшей разработки проблемы коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ЗПР.

 

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Страница создана 6 марта 2009 г.

 

 

 

.


 

Hosted by uCoz