Краткое содержание доклада научного руководителя
экспериментальной работы, к.п.н., Н.Ю. Боряковой
На современном этапе развития системы образования остро
актуальными являются проблемы комплексного сопровождения детей раннего
и дошкольного возраста с отклонениями в развитии. В последние годы значительно
возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются
недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено
ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной
незрелостью.
Наиболее многочисленной категорией проблемных детей являются дети с
задержкой психического развития. Данная категория полиморфна, психологическая
структура ЗПР в дошкольном возрасте сложна и многообразна. Детей с ЗПР
характеризует качественное своеобразие познавательной, эмоционально-волевой
и личностной сфер, что выдвигает определённые требования к организации
и отбору содержания коррекционно-образовательной работы с ними.
В последние годы разработан ряд методических пособий и программно-методических
материалов для работы с детьми с ЗПР с условиях детского сада (комбинированного
или компенсирующего вида). Однако потребности практики не удовлетворены
в полной мере. У педагогов-практиков, у психологов специального образования,
логопедов, воспитателей возникает много вопросов относительно содержания
и технологий коррекционно-педагогической работы. Недостаточно разработаны
некоторые организационно-методические вопросы.
С 1993 года детский сад № 908 СВУО г. Москвы работает
в экспериментальном режиме. Экспериментальная деятельность на протяжении
всего этого периода направлена на широкий круг теоретических и прикладных
задач. В связи с этим отбиралась тематика экспериментальной деятельности,
усложнялись ее структура и содержание.
Основной целью экспериментальной деятельности (ЭД) являлась разработка
организационной и содержательной модели коррекционного обучения и воспитания
дошкольников с ЗПР в условиях детского сада компенсирующего вида.
При разработке программы эксперимента мы исходили из следующей гипотезы:
целенаправленное комплексное сопровождение ребёнка с ЗПР, организованное
в сензитивный период развития психики, может оптимизировать процесс
социальной адаптации и амплификации образовательных воздействий.
Оптимизация процесса коррекционного обучения и воспитания
может быть достигнута благодаря построению организационной модели, основанной
на:
- единой технологии диагностики и коррекции;
- максимальном расширении и качественном обогащении коррекционно-развивающей
среды;
- оптимальной организации коррекционно-образовательного процесса во
времени;
- оптимальном распределении функциональных обязанностей между специалистами
и воспитателями;
- мониторинге коррекционно-педагогического процесса.
Для построения такой модели потребовалась углублённая разработка организационно-методических
и технологических подходов, определяющих структуру коррекционно-педагогической
работы с детьми, её содержание, организационные формы педагогического
процесса, разработка пакета форм единой рабочей и отчётной документации.
Решение широкого круга задач оказалось возможным на основе плодотворного
сотрудничества педагогического коллектива, представителей высшей школы
и других учреждений системы образования и здравоохранения.
В процессе ЭД решались как теоретические, так и практические задачи.
Теоретические:
- изучение структуры отклоняющегося развития у детей, поступающих в
детский сад компенсирующего вида;
- изучение психологических особенностей детей с ЗПР различных возрастных
групп;
- теоретическое обоснование системы коррекционно-педагогического воздействия
на ребёнка с ЗПР в условиях детского сада компенсирующего вида.
Практические:
- построение и апробация организационной модели специального детского
сада компенсирующего вида для детей с ЗПР;
- разработка "Образовательной программы" специального детского
сада компенсирующего вида для детей с ЗПР.
- разработка и обогащение коррекционно-развивающих технологий для работы
с детьми с ЗПР раннего и дошкольного возраста;
- разработка программно-методических материалов и методических рекомендаций
для работы с детьми с ЗПР в детском саду;
- уточнение и содержание форм рабочей и отчётной рекомендации для специального
детского сада;
- разработка системы мониторинга коррекционно-педагогического процесса
в специальном детском саду.
- разработка и уточнение функциональных обязанностей специалистов и
педагогов, работающих с дошкольниками с ЗПР в специальном детском саду;
- разработка модели психологической службы и ПМПК (консилиума) для детского
сада компенсирующего вида;
Отдельным направлением ЭД явилась разработка организационно-методических
вопросов медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с отклонениями
в развитии в условиях групп кратковременного пребывания.
В процессе экспериментальной деятельности было проведено около 25 экспериментальных
исследований, направленных на изучение психологических особенностей
детей с ЗПР и разработку коррекционно-развивающих технологий, направленных
на познавательное и эмоционально-личностное развитие детей.
В проведении этих экспериментов и разработке методических рекомендаций
принимали участие педагоги специального детского сада № 908: М.А. Касицына,
Т.П. Романова, Е.Н. Бышкова, В.Д. Смирнова, С.В. Орехова и многие другие.
Помимо этого, к экспериментальной работе привлекались студенты и аспиранты
дефектологического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова: Т.А. Матросова,
О.А. Пятовская, И.С. Никишова, Е.В. Носова и другие. Каждое из этих
небольших исследований нашло отражение либо в выпускной квалификационной
работе, либо в статьях и публикациях.
В процессе экспериментальной деятельности получены новые и дополненные
научные сведения о закономерностях отклоняющегося развития психики,
о психологических особенностях детей с ЗПР, подтверждены данные об изменении
состояние детской популяции.
Практическая значимость результатов экспериментальной деятельности:
- разработана организационная модель детского сада компенсирующего вида
для детей с ЗПР. Доказано, что учреждение такого типа является необходимым
звеном в системе специального образования и может выполнять функции
диагностического центра, связующего звена в деятельности параллельных
служб (образования, здравоохранения и соцзащиты), базы для методической
работы со специалистами округа и города;
- определены структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса
в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР и их содержание;
- предложены коррекционно-развивающие технологии развития речи детей
с ЗПР, психомоторного развития, социально-нравственного воспитания,
психокоррекционной работы, ознакомления с окружающим миром, формирования
элементарных математических представлений и др.;
- отработаны формы отчётной и рабочей документации специалистов и воспитателей
детского сада компенсирующего вида;
- определена технология диагностики и мониторинга психического развития
ребёнка в условиях специального детского сада;
- разработана организационная и содержательная модель комплексного сопровождения
ребёнка с отклонениями в развитии в группах кратковременного пребывания
компенсирующего вида.
Разработанные педагогические технологии, а также формы документации
могут быть широко использованы не только в практике работы учреждений
компенсирующего вида для детей с ЗПР, но и в дошкольных группах другого
профиля (для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата),
а также в условиях интегрированного обучения.
Результаты экспериментальной деятельности обобщены, использованы различные
формы трансляции накопленного опыта:
- опубликованы учебно-методические пособия и статьи;
- проведен ряд научно-практических конференций;
- опыт работы транслируется посредством методических объединений, семинаров,
мастер-классов и др.;
Детский сад № 908 является учебной базой дефектологического факультета
МГОПУ им. Шолохова, Академии послевузовского образования МО и педагогического
колледжа № 16;
Результаты опытно-экспериментальной деятельности подтверждают правильность
выдвинутых гипотез, имеют большую теоретическую и практическую значимость.
Опираясь на достигнутые результаты, мы видим перспективы дальнейшей
разработки проблемы коррекционного обучения и воспитания дошкольников
с ЗПР.