На
этой странице мы приводим списки монографий, научных трудов, учебно-методических
пособий, сборников диагностических методик, дидактических игр, которые
хорошо знакомы практикующим специалистам. Но они могут быть полезны
начинающим учителям-дефектологам и воспитателям при работе с детьми
с ЗПР (обследовании детей, отборе содержания коррекционно-развивающей
и образовательной работы в детском саду (группе) для детей с ЗПР),
также - старшим воспитателям детских садов компенсирующего вида для
детей с ЗПР (или садов комбинированного вида) при формирования библиотеки.
Мы будем рады, если вы пополните этот неполный список, воспользовавшись
электронной почтой или конференцией.
1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.
2. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития
детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред.
Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.
5. Альтхауз Д., Дум Э. Подбери отгадку. Цвет, форма. Количество.
- М.: Просвещение, 1984.
6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения. - М., 1997.
7. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе:
Пособие для психологов и специалистов. - М, Айрис-Пресс, 2006.
8. Башаева "Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами
интеллектуального развития". Санкт-Петербург. 2001.
9. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. - Ярославль, Академия
развития, 2001.
10.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -
Ярославль, Академия развития, 1997.
11. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М., Вента-Граф, 2001.
12. Безруких М.М. Леворукий ребенок. - М., Вента-Граф, 2001.
13. Безруких М.М. Ребенок-непоседа. - М., Вента-Граф, 2001.
14. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Комплект "Ступеньки к школе":
Тренируем пальчики. Учимся рисовать. Учимся находить одинаковые фигуры.
Учимся рассказывать по картинкам. Азбука письма. Азбука счета. Учимся
узнавать геометрические фигуры. Цвет. Мир вокруг меня. Учимся находить
противоположности. Развиваем логическое мышление и память. Учимся
учиться. - М.: Дрова, 2000.
15. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной
деятельности у детей с задержкой психического развития.-М.,1972.
16. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей
с задержкой психического развития. - М. 1999.
17. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение,
1985.
18. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения
психолого-педагогического обследования детей - М., Владос, 2003 (переиздана
в 2008)
19. Боряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с
проблемами интеллектуального развития. - С-П., Союз, 2001.
20. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания
шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология.
- 1983. - №3. - с.9 -15
21. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития. - М., 1999.
22. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у
детей с задержкой психического развития, - М., 2003.
23. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников
с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика, №
2. 2003.
24. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности
детьми с задержкой психического развития // Дефектология.-1986. -
№4.
25. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика
готовности к школе. - М., Генезис, 1998.
26. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников.
- Ярославль, Академия развития, 1996.
27. Венгер А.Л. "Психологическое консультирование и диагностика".
Практическое руководство. - М., "Генезис", 2001.
28. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения
до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998.
29. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей
у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
30. Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления
морального поведения у детей с задержкой психического развития. Дефектология.
1999. № 1. С 18-24.
31. Винникова Е.А., Слепович Е. С. Становление социальных норм поведения
у младших школьников с задержкой психического развития. // Психологическая
наука и общественная практика Ч. 2. Минск. 1993.
32. Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания
и обучения. - В кн.: Дети с временными задержками развития. - М.,
1971.
33. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.,
1973.
34. Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму. - М.: Ника-Пресс,
1998.
35. Волкова И.Н. Подготовка к обучению чтению. М.: Ника-Пресс, 1998.
36. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития
дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического
развития
37. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.Изд-во
АПН РСФСР, 1960.
38. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль,
Академия развития, 1996.
39. Глозман Ж.М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая
диагностика в дошкольном возрасте. - С-Пб., Питер, 2006.
40. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста
с общим речевым недоразвитием. - М., АРКТИ, 2002.
41. Гоголева В.В. Логическая азбука для детей 4-6 лет. С-П.: Детство-Пресс,
1998.
42. Голубина Т.С. Чему научит клетка … - М., Мозаика-Синтез, 2001.
43. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего
воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко.
- М. 1998
44. Григорьева Л. П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева
О.Г. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001.
45. Дети - сироты: консультирование и диагностика развития. / Под
ред. Е.А. Стребелевой. - М. 1998.
46.Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой,
В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.
47. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой,
В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
48. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей:
Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения.
/ Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.
49. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под
ред. Я.Л. Коломенского. Минск, 1997.
50. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития
познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М., 1999.
51. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы
коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта.
// Дефектология. 1999 № 6.
52. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье,
в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных
учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
2002. N 2
53. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее
психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения.
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.
54. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника
(готовность к школе). - Москва-Воронеж, МОДЭК, 2002.
55. Ефименко Н. Н. " Организация коррекционного воспитания в
массовых и специальных дошкольных учреждениях"
56. Ефименко Н. Н. " Планирование коррекционно-профилактического
воспитания в массовых и специальных дошкольных учреждениях"
57. Ефименко Н.Н. " Методические "секреты" коррекционного
физического воспитания дошкольников в норме и при патологии"
58. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. - М., 1991.
59. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи. М.: Владос,
2001.
60. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим
недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М., 1981.
61. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития
по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1975.-№4.-с.29-35.
62. Жукова Н. С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки
речевого развития у дошкольников. - М., 1973.
63. Забрамная С. Д От диагностики к развитию. - М., 1998.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М., 1995.
64. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. ВЛАДОС,
2003
65. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для психологопедагогического
обследования. - М. 2003.
66. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках.
- М., Новая школа, 2000.
67. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения
в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной.
- М.: Полиграф сервис, 2002.
68. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение,
1989.
69. Исаева Т.Н., Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Дети с ограниченными
возможностями: Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой
и умеренной умственной отсталостью . - М., Сфера, 2007.
70. Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике. - М.: Ника-Пресс,
1998.
71. Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения.
-М., Гном- Пресс, 1999.
72. Касицына М.А. Дошкольная математика. 2-й год обучения. -М., Гном
и Д, 2001.
73. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения
в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., Просвещение, 1998.
74. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984.
75. Коненкова И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения
речи дошкольников с задержкой развития. // Коррекционная педагогика,
№ 2. 2003
76. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.
- М.: Гном-Пресс, 2000.
77. Корнев А.Н. Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить,
читать и думать. - С-П., Паритет, 1999.
78. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
ЦНС в группах кратковременного пребывания. / Под ред. Е.А. Стребелевой.
- М., 2003.
79. Кравцова Е.Е. Разбудим в ребенке волшебника. - М.: Просвещение,
1996.
80. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности де-тей с
задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.
канд. псих. наук. -М., 1986.
81. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины
// Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей.
-М., 1985.- с.29-37
82. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., Академия,
2000.
83. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика.
- М. Academia, 2003 (переиздана в 2008).
84. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика
нарушений развития. - М. Сфера, 2007
85. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические
особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология.
- 1972. - №4. - с. 10-16
86. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней
коррекции нарушений развития //Дефектология.1995. N 1.
87. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального
развития детей. - М., 1989.
88. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей.
- М.: Педагогика, 1978.
89. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.
90. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.
91. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М. 1973.
92. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития
личности // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990.
93. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.
- М., 1991.
94. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами
в развитии. - С-Пб,. 2003.
95. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников
с задержкой психического развития. М., 2002.
96. Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая
и нейропсихологическая диагностика. - М. 1993.
97. Мастюкова Е.М. Коррекционно - педагогическая работа по физическому
воспитанию дошкольников с ЗПР - 2002
98. Масюкова Н.А. Использование графических моделей учебных текстов
в обучении младших школьников с задержкой психического развития //
Дефектология. - 1986. - № 4.
99. Методические рекомендации по использованию комплекта практических
материалов "Лилия". Усанова О. Н., - М., 1994.
100. Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование
детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры
и занятия с детьми. Российская Медицинская Академия Последипломного
Образования Минздрава РФ. Кафедра Физиологии Развития и Нетрадиционных
методов Оздоровления Детей. Лаборатория дошкольного воспитания МИПКРО.
- М., 1996.
101. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка
// Под ред. Н.И. Непомнящей. - М., 1975.
102. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- М.: Просвещение, 1990.
103. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического
развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.
- 1977. - №12. - с. 1858-1862
104. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Книга 3. - М., 1995.
105. Нижегородцева Н.В., Шадриков. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе. В.Д. - М. 2001 г.
106. Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития. Основные направления коррекционной работы //
Обучение детей с задержкой психического развития. - М.,1981. - с.34-45
107. Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического
развития.// Дефектология. 1972. N 5.
108. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., Знание, 1994.
109. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль, ТОО "Гринго",
1995.
110. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном
классе / Редакторы-составители В.Ф. Мачилина, Н.А. Цыпина. - М., 1987.
111. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. / Сост. Мачихина
В.Ф., Цыпина Н.А. - М., 1987.
112. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Книга
для учителя / Под ред. С.А. Мироновой. - М., 1987.
113. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.
- М., Сфера, 2002.
114. Отстающие в учении школьники / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю.
Кулагиной. -М., 1986.
115. Павлей Т.Н. "Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной
сферы детей с задержкой психического развития". Дефектология.
2000. № 4.
116. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающем миром. - М.: Просвещение,
1987.
117. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа
психофизического развития: Сборник статей Под ред. Т.А. Власовой,
М.С.Певзнер.-М.:Из-во АПН РСФСР.1983
118. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического
развития / / Дефектология. - 1992. - № 3.
119. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей.
Психофизиологические исследования. - М., 1984.
120. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. "Игралочка". Часть
1,2. - М., Баллас, 1998.
121. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. "Раз - ступенька, два - ступенька".
Часть 1, 2. - М., Баллас, 1997.
122. Петрова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике.
- М.: Просвещение, 1996.
123. Печора К.Л. , Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением
детей, планирование занятий с детьми раннего возраста. - М., 2001.
124. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Просвещение,
1996.
125. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.
// Под общей ред. С.Г.Шевченко. - М., 2003.
126. Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой
психического развития // Дефектология. - 1981. - № 3.
127. Почитаем - поиграем. / составители Цыпина Н.А., Волкова И.Н.
- М., 1995.
128. Придумай слово / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., Просвещение,
1996.
129. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации
к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М., 199
.
130. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. / Под
ред. М.М. Семаго - М., 1999.
131. Психолого-педагогическая диагностика. / Под ред. И.Ю. Левченко,
С.Д. Забрамной. - М., 2003.
132. Пускаева Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной
деятельности детей с ЗПР. // Дефектология. - 1980. - № 3.
133. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной
деятельности детей с задержкой психического развития. / Дефектология.
- 1980. - № 3.
134. Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология.
- 1977. - №2. - с.3-12
135. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва. 1994
136. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической
и коррекционной работы психолога. М., 1999.
137. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный
возраст Изд. 1-е/ 2-е. - М., Айрис-Пресс, 2007
138. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Теория и практика оценки психического
развития ребенка. Дошкольный и младший возраст. - С-Пб., Речь 2005
139. Семаго М.М. КОГИТОША (от 3 до 6 лет). Психодиагностический комплект
детского психолога.- М., Элти-Кудиц.
140. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция
в детском возрасте. - М., Академия, 2002.
141. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М, Генезис, 2005.
142. Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического
развития // Дефектология. -1974. - №3
143. Слепович Е. С., Винникова Е.А. Некоторые особенности прогноза
поведения в ситуации морального выбора у младших школьников с задержкой
психического развития. // Формирование личности аномального ребенка.
Минск, 1990.
144. Слепович Е.С. Особенности монологической речи у старших дошкольников
с задержкой психического развития // Дефектология. -1981. - №1. -
с.68-73.
145. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического
развития. - Минск, 1989.
146. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. (Старшие группы.)
- М.: Просвещение, 1982.
147. Страхов И.В. Воспитание внимания. - М., 1970.
148. Стребелева Е.А Формирование мышления у детей с отклонениями
в развитии. - М., 2001.
149. Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-педагогической
работы в условиях групп кратковременного пребывания детей в дошкольных
образовательных учреж-дениях компенсирующего вида. Развитие новых
форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических
условиях. - М., 2001.
150. Стребелева Е.А. Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика
нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для
учителя-дефектолога: Учебное пособие для вузов. - М., Владос, 2008
151. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. -
Ярославль, Академия развития, 2001.
152. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.
- Ярославль, Академия развития, 1996.
153. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.
- Ярославль, Академия развития, 2000.
154. Тихомирова Л.Ф., Басов. Развитие логического мышления детей.
- Ярославль, Академия развития, 1995.
155. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления
и речи у дошкольников. -М., Гном и Д, 2001.
156. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя.
- Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998.
157. Тригер Р.Д. Я учусь писать. - Смоленск,: Ассоциация XXI век,
1998.
158. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения
- что это? - Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998.
159. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной
психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.
160. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.
- М., 1990
161. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний
Новгород, 1994.
162. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. -
М., 1994.
163. Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. - М.,
1995.
164. Усанова О. Н. Методические рекомендации по использованию комплекта
практических материалов "Лилия", - М., 1994.
165. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.
- М., 2002.
166. Цыпина Н.А. Особенности пересказа текста шестилетними детьми
с ЗПР // Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического
развития 6-го возраста. - М.,1989. -с.71-90.
167. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.
- М., Просвещение, 1991.
168. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль, Академия
развития, 1996.
169. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
170. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений
у дошкольников с нарушением интеллекта. М., Владос, 2001.
171. Чумакова И.В. Формирование количественных представлений у дошкольников
с нарушениями интеллекта. Конспекты занятий. М., Гном и Д, 2000.
172. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,
Просвещение, 1988.
173. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. Образовательная
программа: "Методические пособия, формирующие простейшие математические
представления". М., Издательство Института Психотерапии, 2001.
174. Шевченко С.Г. Природа и мы. Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998.
175. Шевченко С.Г. Природа и мы. Методические рекомендачии. Смоленск,
Ассоциация XXI век, 1998.
176. Шевченко С.Г. Наблюдения в природе с целью активизации познавательной
деятельности и развития речи младших школьников с задержкой психического
развития // Дефектология. 1986. №3.
177. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром. Город. М. Ника-Пресс,
1998.
178. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром. Развитие мышления
и речи. М.: Ника-Пресс, 1998.
179. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Методические рекомендачии. Предметы
вокруг нас. Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998.
180. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Смоленск,:
Ассоциация XXI век, 1998.
181. Яссман Л.В. Употребление грамматических категорий детьми с задержкой
психического развития // Дефектология.1976. №3. с. 35-43.