Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


Главная > Статьи > Дубинина Е. А., Касицына М.А., Орехова С.В., Смирнова В.Д.

Из опыта организации работы в "Группе кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" на базе детского сада компенсирующего вида № 908 СВУО МКО
для детей с задержкой психического развития.


Из опыта организации работы в "Группе кратковременного
пребывания для детей с отклонениями в развитии"
на базе детского сада компенсирующего вида № 908 СВУО МКО
для детей с задержкой психического развития.

Материалы подготовили:
заведующая д/с компенсирующего вида № 908, Дубинина Е. А.,
специалисты: Касицына М.А., Орехова С.В., Смирнова В.Д.

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. В Москве приказом Московского комитета образования от 21 января 1999 г. № 22 "Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих посещающие дошкольные образовательные учреждения" утверждено "Положение" и "Рекомендации по организации работы групп развития для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения".
На сегодняшний день в рамках всероссийского эксперимента "Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях" накоплен и обобщен федеральный и региональный опыт организации и функционирования групп кратковременного пребывания. Результаты эксперимента публикуются в специальных сборниках и методических пособиях. К сожалению, только малая часть этих публикаций посвящена раскрытию подходов к организации и проектированию коррекционно-образовательной программы в группах кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Из таких публикаций можно выделить:
- Инструктивное письмо " Об организации групп надомного обучения и кратковременного пребывания". Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко. Институт коррекционной педагогики РАО, 1997.
- Стребелева Е.А. "Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в условиях групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида". // Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях. - М., 2001.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2003.

Решение об открытии группы кратковременного пребывания (КП) на базе нашего детского сада не было данью новому модному течению в дошкольном образовании, а стало острой, насущной необходимостью. Это связано с функционированием на базе нашего коррекционного детского сада "Центра по комплектованию групп для детей с задержкой психического развития (ЗПР)". Специалисты "Центра" стали выделять группу детей, которым по разным причинам было отказано в направлении в специальную группу с полным пребыванием. Часть родителей, которым было отказано в приеме, просила подсказать, где их дети могут получить квалифицированную помощь. Мы им советовали обратиться в окружные ПМП центры и консультации. Но через некоторое время они вновь обращались в наш "Центр" за помощью. Одних не устраивали большие затраты времени на дорогу, зачастую с двумя-тремя пересадками. Особенно трудно было зимой, с маленькими ослабленными детьми, которых в силу семейной ситуации сопровождали бабушки. Других - недостаточная продолжительность занятий с их ребенком в ПМП центре и консультации (месяц, три месяца).

Проанализировав причины отказов в приеме, мы выделили группу детей, которой мы смогли бы обеспечить длительную комплексную психолого-педагогическую помощь в условиях группы кратковременного пребывания.
Условно в этой группе детей можно выделить несколько категорий:
1. Дети с осложненной формой задержки психического развития. Осложнения выражаются в разных формах. У одних детей отмечаются серьезные отклонения поведения (повышенная агрессивность, расторможенность), у других - выраженная форма дефицита внимания, у третьих отмечаются судорожные дневные пароксизмы или дневной энурез и ряд других отклонений в сфере психического здоровья и состояния нервной системы
2. Дети, у которых задержка психического развития осложнена текущими соматическими заболеваниями. Этим детям не рекомендуется посещение детского дошкольного учреждения из-за серьезного ограничения по питанию и частых соматических заболеваний.
3. Дети с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, с низкой коммуникативностью и ослабленными адаптационными процессами. Часто с таким ребенком можно заниматься только в присутствии матери.
4. Дети, родители которых, осознавая ценность дошкольного образования (в том числе и специального), все же не желают оставлять ребенка в детском саду на полный день, так как считают, что основное время ребенок должен находиться в семье.
Для разработки и апробации экспериментальной модели группы кратковременного пребывания для детей с ЗПР на базе детского сада компенсирующего вида , была создана рабочая группа, в которою вошли заведующая д/с, старший учитель-дефектолог, старший воспитатель, учитель-дефектолог и педагог-психолог.
Проанализировав нормативную базу по работе групп кратковременного пребывания, мы пришли в выводу, что предложенное штатное расписание не может обеспечить эффективную коррекционно-развивающую работу. Основным специалистом при работе с детьми с ЗПР является учитель-дефектолог. Норматив наполнения группы - 10детей. А в "Положении …" раздел 2, предусматривались 0,25 единицы учителя-дефектолога, 0,25 единицы учителя-логопеда. В документе не предусматривались ставки педагога-психолога и воспитателя. На основе предлагаемого штатного расписания нам не удалось спроектировать полноценную модель организации коррекционно-образовательной помощи. Составив и обосновав заявку, мы обратись в Московский комитет образования с целью изменения штатного расписания и получения разрешения на апробацию разработанной нами экспериментальной модели.
На основании разрешения МКО, в сентябре 2000 года в нашем детском саду была открыта первая группа кратковременного пребывания, основной целью которой является достижение максимально возможных результатов в коррекции и развитии детей с отклонениями в развитии с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Одной из ведущих задач этой группы является социализация детей и обеспечение возможности дальнейшего обучения в общеобразовательной школе или классе коррекционно-развивающего обучения (КРО). Кроме того, мы рассматриваем период обучения в группе кратковременного пребывания для большинства детей как переходный, обеспечивающий возможность в будущем посещать группу с полным пребыванием. Таким образом, группу кратковременного пребывания можно рассматривать и с точки зрения процесса интеграции детей в систему дошкольного образования.
В 2002 году была открыта вторая группа кратковременного пребывания. В эту группу набирались дети со сложной структурой нарушений (ЗПР, осложненная грубой речевой патологией, нарушениями эмоционально-волевой сферы, ДЦП и др.) Эти дети нуждались в особых образовательных условиях и индивидуальных формах работы. Для того, чтобы это стало возможным, была проведена перепланировка стандартного группового помещения. В результате стало возможно проводить коррекционно-образовательную работу с несколькими детьми одновременно.

Одой из задач проекта было определение оптимального режима функционирования группы кратковременного пребывания. Режим работы группы КП определялся из соотношения между временем работы педагогов, предельно допустимой образовательной нагрузкой на детей и возможностью формировать подгруппы по сходности структуры отклоняющегося развития и возраста детей.
Проведенные расчеты показали, что оптимальное время пребывания ребенка в группе составляет от 1,5 до 2,5 часов в день для разных возрастных групп при скользящем графике посещения. При этом занятия проводятся как индивидуально, так и с малой подгруппой с организацией необходимых перерывов для отдыха детей.

Трехлетний опыт функционирования группы показал, что максимально положительная динамика достигается при ежедневном посещении группы по индивидуальному графику. Детям оказывалась необходимая коррекционно-развивающая помощь и психологическая поддержка. Воспитание и обучение детей проводилось по основным дошкольным линиям развития и реализовывалось на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Индивидуальные и групповые программы составлялись специалистами на основании совместного обсуждения результатов психолого-педагогического обследования в начале учебного года и с учетом состояния здоровья воспитанника.
В рамках функционирования группы планировались и проводились оздоровительные занятия и процедуры.
Дети и их родители активно привлекались к участию в жизни детского сада: принимали участие вместе с группами полного пребывания в праздниках и досугах, готовили вместе с родителями поделки для выставок детских работ.

Педагоги, обеспечивающие коррекционно образовательный процесс в группе.
Работу в группе организовывают и проводят следующие педагоги:
· Учитель-дефектолог - 1 ставка на одну группу.
· Учитель-логопед - 1 ставка на одну группу (при необходимости).
· Педагог-психолог - 0,25 ставки (группа КП для детей с ЗПР) и 0,5 ставки (группа КП для детей со сложным дефектом развития).
· Воспитатель - по 1 ставке на каждую группу.
· Воспитатель по физической культуре - 0, 25 ставки на каждую группу.
· Музыкальный руководитель - 0, 25 ставки на каждую группу.
Группу курируют старший воспитатель и старшая медицинская сестра.
Учитель-дефектолог и воспитатель проводят занятия четыре раза в неделю с каждым ребенком. Педагог-психолог проводит занятия два раза в неделю. Учитель-логопед проводит 2 - 4 занятия в неделю с каждым ребенком, в зависимости от тяжести речевого нарушения и возраста. Занятия по музыке и физкультуре проводятся два раза в неделю.
Функциональные обязанности специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, практически не отличаются от аналогичных для обычной коррекционной группы, за исключением обязанностей воспитателя. Основными направлениями работы воспитателя являются проведение занятий, организация отдыха детей между занятиями и обеспечение скользящего графика работы группы. Это позволяет обеспечить непрерывность коррекционно-образовательного процесса.

Организация работы в группе кратковременного пребывания.
Понятно, что организация работы специалистов в группе кратковременного пребывания не может быть такой же, как в обычной специализированной группе. Практически у всех педагогов изменена форма и структура занятий. В большинстве случаев они носят комплексный комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Педагоги работают с детьми индивидуально, малыми подгруппами (2-3 ребенка одной возрастной группы со сходной структурой отклоняющегося развития) и группами. Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения. Только на музыкально - ритмических занятиях и занятиях по физическому воспитанию и развитию игровой деятельности дети объединяются в подгруппы по 6 - 8 человек.
Каждые 20-30 минут предусматривается смена видов деятельности, а между занятиями планируются минуты отдыха и психологической разгрузки: физкультурные паузы, разные виды специальной гимнастики, релаксационные упражнения и специальные виды деятельности, направленные на снятие психического и физического напряжения (например, наблюдение за рыбками в аквариуме). Данная работа проводится совместно воспитателем и родителями детей.
Такой подход к организации работы группы кратковременного пребывания позволяет обеспечить нормальную работу учителя-дефектолога и логопеда при полном использовании их рабочего времени, которое составляет 20 часов в неделю.
Так как состав группы неоднороден по возрасту, уровню развития детей, по сложности нарушений, то, с одной стороны, подготовка к проведению занятий требует от специалистов большей тщательности при отборе содержания работы и, как следствие, занимает больше времени на подготовку к занятию. Кроме того, методические пособия в группе КП быстрее, чем в других группах, приходят в негодность. Это связано с тем, что, кроме работы с ними в группе, специалисты выдают их на дом для закрепления полученных на занятиях знаний, умений и навыков. Еще одной причиной быстрого износа пособий являются индивидуальные особенности поведения детей: они могут брать пособия в рот, ломать, рвать. Поэтому специалистам приходится больше тратить времени на изготовление или восстановление пособий и материалов для индивидуальной работы. Это обстоятельство, а также необходимость составления подробных домашних заданий, привело к осознанию необходимости выделения одного дня в неделю, как методического. С другой стороны, многим детям требуется щадящий режим. Поэтому в процессе работы наиболее эффективным оказалось следующее распределение рабочей недели:
- понедельник, вторник - проведение занятий по "сетке",
- среда - методический день (дети отдыхают дома или занимаются с родителями по заданиям специалистов),
- четверг, пятница - проведение занятий по "сетке",.
В методический день педагоги, помимо подготовки к проведению занятий и изготовления пособий, уточняют и корректируют индивидуальные планы работы, готовят рекомендации родителям для занятий с детьми в домашних условиях, участвуют в психолого-педагогических консилиумах и других методических мероприятиях детского сада.
Общее планирование коррекционно-образовательного процесса строится практически по той же схеме, что и во всем детском саду.
В начале учебного года проводится комплексная диагностика детей, по результатам которой составляются перспективные планы коррекционно-образовательной работы на каждого ребенка. Планы периодически уточняются в зависимости от динамики индивидуальных достижений.
Ежедневно каждый ребенок посещает от трех до четырех занятий, в зависимости от возраста, работоспособности и тяжести нарушений.
Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы кратковременного пребывания является тесное взаимодействие всех специалистов группы, которые совместно проводят диагностические обследования, отбирают содержание коррекционно-образовательной работы, согласовывают планы работы.

Принцип объединения детей в группы для составления перспективных программ коррекционно-образовательной работы.
В связи с тем, что состав группы КП неоднороден как по возрасту, так и по структуре и тяжести отклоняющегося развития детей, для организации планирования и проведения коррекционно-образовательной работы учителем-дефектологом, предлагается условно разделить детей на три группы.
В первую группу входят дети от 2,5 до 5 лет с выраженными формами нарушения коммуникации и социальной адаптации, а также дети со значительно сниженным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Во вторую группу входят дети 4 - 6 лет, которые могут освоить программу специального детского сада для детей с ЗПР для среднего и старшего дошкольного возраста, а также дети более старшего возраста со значительно сниженным интеллектуальным и речевым развитием.
Третью группу составляют дети 6 -7 лет. Основной целью функционирования этой группы является их социальная адаптация и подготовка к школьному обучению.

Иной принцип деления на группы у педагога-психолога. Он строит свою работу с учетом отклонений в эмоционально-волевой и коммуникативной сфере детей, а также с учетом нарушений произвольной регуляции поведения. Исходя из этого, педагог-психолог также условно делит детей на три группы.
Первую группу составляют дети с выраженными нарушениями эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, с проблемами установления вербального, зрительного и тактильного контакта (например, дети с РДА). Занятия в этой группе проходят только в индивидуальной форме.
Во вторую группу входят дети с нарушениями произвольности и регуляции поведения, дети с гипервозбудимостью, гиперподвижностью и выраженным дефицитом внимания. Дети этой группы могут объединяться на занятиях по два человека.
Третью группу составляют дети с легкими формами отклонений эмоционально-личностной сферы, негрубыми проявлениями дезадаптации. Дети этой группы могут объединяться на занятиях по три - четыре человека.

Из-за низкой работоспособности, неустойчивости внимания, часто крайне низкого уровня познавательной мотивации, таким детям трудно усваивать материал по схеме классического занятия, поэтому основной вид занятий, которые проводит воспитатель - комплексные. Таким образом, занятие по продуктивным видам деятельности (ИЗО, ручной труд) включает в себя, кроме решения основных задач, задачи развития ручной моторики, речевой стимуляции и др.
На занятиях по конструированию дополнительно решаются задачи обучения игре, речевого стимулирования и речевого планирования деятельности, задачи обучения детей взаимодействию в группе.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика уровня развития детей, определяется динамика. На основе этих данных родителям может быть предложено:
- перевод в группу полного пребывания для детей с ЗПР,
- перевод группу полного пребывания логопедического детского сада,
- посещение массового детского сада или группы кратковременного пребывания при массовом детском саде,
- получение специальной помощи в дополнительных центрах реабилитации.
По окончании обучения в группе КП детям может быть предложено обучение
- в общеобразовательной школе,
- в классах КРО общеобразовательных школ,
- в образовательных учреждениях для детей с РДА,
- в школе для детей - инвалидов (школе надомного обучения) по общеобразовательной программе или по программе коррекционно-развивающего обучения,
- в школе VIII вида (по рекомендации ПМПК).

Неоспоримым преимуществом группы кратковременного пребывания является включение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса группы КП. В некоторых случаях родители приглашаются на занятия, чтобы снизить нервно-психическое напряжение ребенка, в других - специалист взаимодействует с ребенком через родителей. Присутствуя на занятиях, родители перенимают некоторые методы и приемы работы с ребенком. Это, в свою очередь, помогает матери лучше понять проблемы ребенка, научиться адекватно организовывать свое с ним общение дома.
Кроме прямого привлечения роди-телей к проведению занятий, применяются и другие методы специального просвещения родителей. Специалисты обсуждают с родителями результаты занятий, разъясняют причины затруднений у детей при выполнении тех или иных заданий. Систематически проводятся специально организованные консультации и практические занятия для родителей, на которых специалисты рассказывают о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, знакомят их с особенностями познавательной деятельности у детей при отклоняющемся развитии, рекомендуют игры и упражнения для лучшего усвоения того или иного материала.
В помещении, где родители ожидают детей, вывешиваются стенды и выставляется наглядная информация по различным вопросам развития детей и организации жизнедеятельности: этапы психического и речевого развития "в норме", рекомендации по организации режима дня дома, вывешиваются списки рекомендованной для чтения детям литературы и др. Здесь же организуется выставка детских работ: рисунки, поделки.
Перед началом летних каникул родителей знакомят с методами расширения представлений у детей об окружающем мире и обогащении чувственного опыта (поездки, экскурсии, посещения музеев, зоопарка). Даются рекомендации для организации эффективного отдыха и оздоровления детей в летний период.

В заключении хотелось бы поделиться результатами работы группы кратковременного пребывания за период с 2000 по 2003 год. За это время обучение по специальным программам прошли 36 детей, из них
- 11 детей переведены в группу полного пребывания для детей с ЗПР,
- 17 детей продолжили обучение в группе КП,
- 3 ребенка направлены в логопедический детский сад,
- двум детям рекомендованы дополнительные занятия в реабилитационных центрах,
- двое детей продолжили обучение в образовательном учреждении для детей с РДА (один ребенок занимается по программе общеобразовательной шкоды, один - по программе для детей ЗПР),
- 1 ребенок обучается в школе для детей-инвалидов по общеобразовательной программе.
Мы считаем, что основными принципами организации работы группы КП являются вариативность форм организации педагогического процесса и интегрированное сочетание различных видов деятельности, выбор приоритета того или иного специалиста в работе с каждым конкретным ребенком, создание условий, при которых ребенок может усваивать и активно применять знания и умения. Длительная индивидуальная работа с ребенком дает возможность более точно дифференцировать нарушения и позволяет рекомендовать родителям наиболее адекватный состоянию ребенка образовательный маршрут.
При подведении итогов работы оказалось, что работа группы КП не менее эффективна, чем группы полного дневного пребывания. При комплектовании детского сада свободные места в группе КП заполняются быстрее, чем в группах полного пребывания. В некоторых случаях, группа КП оказывается единственно возможной формой оказания ребенку квалифицированной помощи в условиях детского сада. При работе группы в обычном режиме, за три года в ней получают помощь 12-15 детей. За то же время в группе КП получили помощь 36 детей. А при организации посменной работы специалистов ежегодно в группе КП могут получать помощь до 30 детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Нормативно-правовая и методическая литература, регулирующие деятельность групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
1. Декларация о правах человека.
2. Конвенция о правах ребенка. (1989)
3. Декларация о правах инвалидов. (1975)
4. Декларация "О правах умственно отсталых лиц" (1991)
5. Конституция Российской Федерации, ст. 57.
6. Закон "Об образовании", ст. 5, 12, 32, 40, 41, 50, 52, ст. 18, п. 5.
7. Семейный кодекс Российской Федерации.
8. Положение о дошкольном образовательном учреждении, п. 21.
9. Информационное письмо МО РФ от 22.07.98 г. № 990/ 14-15 "О подготовке детей к школе".
10. Письмо МО РФ от 10.04.2000 г. № 106/2316 "О Программе развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях".
11. Письмо МО РФ от 29.06.99 г. № 129/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии".
12. Решение коллегии МО РФ от 29.01.02 г. "О ходе Всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду".
13. Приказ Московского комитета образования от 21 января 1999 г. № 22 "Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" и "Рекомендации по организации работы групп развития для детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения".
14. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 3 сентября 2001 г. № 23-РЗМ "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 г. № 6-РЗП "Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения".
15. Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, (приложение к распоряжению № 23-РЗМ.)
16. Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в условиях групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. // Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях. - М., 2001.
17. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2003.
18. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. - Дефектология, 2000, № 5; 2001, № 1.
19. Мишина Г.А. Особенности организации предметно игровой деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. - Дефектология, 2000, № 5.

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

документ добавлен 25 февраля 2007 г..

исправлено 5 марта 2009 г..

 

 


 

Hosted by uCoz