Методическая литература
 

Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.

Главная страница методическая литература Коррекционно-педагогические и психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР

На Главную страницу сайта

К разделу "Методическая дитература"

Коррекционно-педагогические и психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения.
М.: Владос, 1999.
В пособии представлены современные подходы к организации целостной системы коррекционно-развивающего обучения, приводится нормативная документация, регламентирующая работу классов для школьников с трудностями в обучении, освещаются основные направления работы по коррекции задержки психического развития у детей. Адресовано учителям общеобразовательных школ, работающим в классах коррекционно-развивающего обучения (выравнивания, компенсирующего обучения и др.), а также логопедам, психологам и дефектологам массовых школ.

 

 

Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Организационный аспект
Борякова Н.Ю., Касицына М.А.М.: В.Секачев, ИОИ, 2004.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве методического пособия.
В методическом пособии обобщен многолетний опыт работы дошкольного учреждения компенсирующего вида. Рассматриваются вопросы организации коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития.
Пособие адресовано педагогам-практикам, заведующим дошкольными учреждениями компенсирующего вида, учителям-дефектологам, практическим психологам, воспитателям диагностико-коррекционных групп

 

 

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.
Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2008.
В книге рассматриваются проблемы нарушений психического развития у детей и основные направления и методы психологической помощи. На основе многолетнего опыта научно-практической работы автор анализирует психологические закономерности нарушений нервно-психического развития у детей, раскрывает специфику психологического консультирования, психологической коррекции, психологической поддержки и других видов психологической помощи детям с проблемами в развитии. Предлагаются оригинальные психокоррекционные техники для детей с различными формами и степенью тяжести нарушений в психическом развитии.

 

 

Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.
Ильина М.Н. Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2004.
В данном научно-практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.
Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.

 

 

Скоро в школу: Что нужно знать родителям
Дробинская А.О. . - М.: Школьная Пресса, 2005.
В доступной и доброжелательной форме автор помогает родителям справиться с серьезной проблемой - поступления ребенка в школу.
Что значит "подготовить ребенка к школе"; как влияет на него школьная нагрузка; как помочь гиперактивному ребенку; что такое неустойчивость внимания; "задержка психического развития" - это пожизненный приговор? Эти и другие волнующие вопросы раскрываются в книге.

 

 

Психология детей с задержкой психического развития
Е. В. Соколова М., ТЦ Сфера, 2009 г.
В учебном пособии представлены материалы по исследованию причин, факторов, условий оптимизации психического развития детей с задержкой психического развития. На примере задержки психического развития (ЗПР) как частного случая отклоняющегося развития рассматриваются возможности компенсации дефекта в специально созданных условиях.
Представленные материалы направлены на более глубокое клиническое и психофизическое изучение детей с ЗПР. Рассматриваются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка и пути психологической помощи "трудным детям", родителям и педагогам, работающим с ними.

 

 

Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии
У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева Академия, 2007 г.
В учебном пособии изложена научно обоснованная система диагностической и коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с трудностями в развитии, апробированная в процессе многолетней практической работы с детьми.

 

 

Дети с задержкой психического развития.
Ульенкова У.В. - Нижний Новгород, 1994.
В книге анализируются результаты экспериментального исследования особенностей формирования общей способности к учению у детей с ЗПР, предлагаются методы диагностики уровня готовности к нему, даются рекомендации по организации специальных групп в дошкольных учреждениях для оказания помощи таким детям.

 

 

Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития.
Зорина С.В. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. - М.: Владос, 2004.
В учебном пособии рассматриваются особенности нарушении речевого развития у детей с задержкой психического развития, а также комплекс этиопатогенетических факторов, которые обуславливают нарушения речи у этой категории детей. Представлена дифференциальная диагностика нарушений речи у детей с ЗПР и других категорий детей с проблемами в развитии. Описана методика логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя речи; подробно раскрыты направления, этапы, принципы и методы логопедического воздействия. Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.

 

 

Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.
Белопольская Н.Л. М.: Когито-центр, 2009.
В книге одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития. На основании теоретического анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные компоненты. Выделены основные диагностические единицы самосознания детей. Высказана гипотеза о существовании зоны ближайшего эмоционального развития, оценка которой позволяет дать более адекватный прогноз развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

 

Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей.
Мустаева Л.Г. - М.: Аркти, 2005.
В пособие дана подробная характеристика различных форм задержки психического развития у детей, рекомендованы методы их диагностирования. Подробно рассмотрены принципы, задачи и содержание педагогического сопровождения детей данной категории.
Рекомендованы схемы и формы документации для направления ребенка в случае необходимости на психолого-медико-педагогический консилиум (или консультацию). Предлагаемые материалы основаны на принципах современного научного подхода к реабилитационному процессу.

 

 

Дети с задержкой психического развития: Особенности речи, письма, чтения
Костенкова Ю.А. Тригер Р.Д. Шевченко С.Г. : Пособие для учителей начальных классов и студентов- М.: Школьная Пресса, 2004.
В пособии с учетом особенностей речевого онтогенеза детей с задержкой психического развития раскрываются причины их стойкой неуспеваемости по русскому языку и чтению (несформированность речевого (фонематического) восприятия, звукового анализа и синтеза, недостаточное практическое владение грамматическим строем языка, а также умственными действиями, необходимыми для усвоения учебной программы).
Адресовано студентам психологических, педагогических, дефектологических факультетов, учащимся педагогических колледжей, а также учителям, специалистам (психологам, логопедам, дефектологам) общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ VII вида.

 

 

Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития.
Борякова Н.Ю. - М.: Альфа, 2003.
В монографии рассматривается такой важный компонент психологической готовности ребенка с задержкой психического развития к школьному обучению как способность к произвольной регуляции. Анализируются результаты специального экспериментального исследования по данной проблеме. Предлагается система коррекционно-развивающих упражнений, ориентированная на формирование произвольной регуляции в различных видах детской деятельности.

 

 

Ребенок задержкой психического развития: понять, чтобы помочь.
Дробинская А.О. - М.: Школьная Пресса, 2005.
В пособии излагаются современные подходы к комплексной диагностике и коррекции индивидуальных недостатков в развитии детей, испытывающих стойкие трудности в обучении. Пособие поможет специалистам понять структуру возникающих у ребенка трудностей в обучении и школьной адаптации, определить стратегию индивидуализированной психолого-педагогической и медикаментозной помощи.

 

 

Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.
Тригер Р.Д. - СПб.: Питер, 2008.
В книге представлен авторский подход к пониманию проблем социализации детей с задержкой психического развития. В ней впервые обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам общения детей с задержкой психического развития. Показано, что причиной существенных трудностей социализации и формирования личности этих дошкольников и младших школьников являются нарушения внутрисемейных отношений, прежде всего отношений в системе "мать-ребенок". Рассматриваются условия, которые как благоприятствуют социализации детей с ЗПР, так и, наоборот, ведут к школьной дезадаптации, сочетающейся с эмоциональными расстройствами.

 

 

Дети с задержкой психического развития: Подготовка к школе.
Журбина О.А. Краснощекова Н.В. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007
В книге представлена специальная коррекционно-развивающая программа для детей с разными видами задержек психического развития, в которой собраны игровые упражнения, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, связной речи, поднятию самооценки, выработке уверенного поведения, снятию страхов, развитию мелкой моторики при подготовке к школе.

 

 

Задержка психического развития у детей: Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы.
Виник М.О. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007
В книге описываются различные варианты нарушения поведения и учебной деятельности, сопутствующие тем или иным отклонениям в здоровье и развитии детей, анализируются причины.
В книге изложены методологические принципы и основы деятельности педагога-психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога и других специалистов, которые участвуют в работе психолого-медикопедагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения.

 

 

Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: Программно-методический комплекс
Бордовская Е.В. Вечканова И.Г. Генералова Р.Н. (под ред. Баряевой Л.Б.) - СПб.: Каро, 2006.
Рассматриваются направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития - воспитанниками детского дома. Содержание работы согласуется с современными программами дошкольного и дополнительного школьного образования, рекомендованными для образовательных учреждений. Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды, по отбору содержания для работы с детьми даются, исходя из условий конкретного детского дома. Однако они могут быть использованы в любом ДОУ для детей с проблемами в развитии, а также в условиях семейного воспитания. Широко представлены возможности полифункционального и интерактивного оборудования ("ПКФ "АЛЬМА" и др. фирм) для развития детей с ЗПР.

 

 

Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии.
Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. СПб.: Каро, 2008.
В пособии представлена система целенаправленной коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике незначительных отклонений в развитии детей; рассмотрены основы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии; описаны содержание, методы и приемы коррекционно-развивающеи работы с детьми, направленной на здоровьесбережение детей, их социальное, физическое, познавательное, деятельностное и эстетическое развитие.

 

 

Практикум по специальной психологии.
Кисова В.В. , Конева И.А Речь, 2006.
Книга включает в себя широчайший спектр методик, диагностирующих нарушения психического развития детей разных возрастов, и призвана помочь специалисту сориентироваться в современных разработках специальной психологии.

 

 

Психологические особенности развития дошкольников.
Дьяченко,О. М., Лаврентьева Т.В. - М.: Эксмо, 2000
Авторы книги рассматривают возрастные психологические особенности дошкольников, роль наследственности и социальной среды в их психическом развитии, вопросы обучения и воспитания детей. Особое внимание уделено развитию основных психических процессов у дошкольников, таких, как внимание, восприятие, мышление, память и речь. Каждая глава содержит практические рекомендации.

 

 

Практикум по дошкольной психологии.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. - М.: Академия, 1998
Пособие состоит из трех разделов: `Деятельность`, `Познавательные процессы`, `Личность`. В нем представлены методики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд), важнейших сфер личности (самосознание, воля, эмоции и чувства), общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление). Пособие будет также полезно воспитателям дошкольных образовательных учреждений, психологам-консультантам.

 

 

Формирование психологического здоровья дошкольников.
Стожарова М. Ю. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007.
В пособии рассматривается актуальная проблема формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста. Даны теоретические основы понятия "психологическое здоровье".
Приведены план-программа по формированию психологического здоровья детей 6-го и 7-го года жизни, конспекты занятий с детьми по эмоционально-психологическому развитию, примерные темы и планы консультаций с воспитателями, а также сценарии заседаний "Родительского клуба", посвященных проблеме формирования психологического здоровья детей.

 

 

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Н. Ю. Борякова М., АСТ, Астрель, 2008 г.
Учебное пособие в едином комплексе рассматривает теоретические и прикладные аспекты специального образования детей с нарушениями речи, интеллектуального развития, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, с эмоциональными, комплексными и поведенческими нарушениями.
Особое внимание уделяется вопросам организации и содержания коррекционно-педагогической работы, раскрываются методы, формы и средства психолого-педагогического воздействия и помощи детям с различными отклонениями в развитии.

 

 

Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.
Марковская И. М. - М. Компенс -цент, 1993.
Эта книга о клинической и нейропсихологической диагностике задержки психического развития детей. Дается описание основных клинических вариантов наиболее стойкой - церебрально-органической - формы данной аномалии развития. Подробно рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики, патогенеза, прогноза и возрастной динамики психического развития. Особое внимание уделяется анализу высших психических функций. Предлагается модификация классической нейропсихологической методики, приспособленной для работы с детьми.

 

 

Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М.: АРКТИ, 2000
В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования. Методическое пособие адресовано психологам в системе общеобразовательных школ, педагогам-психологам специальных образовательных учреждений для обучения детей с отклонениями в развитии, специалистам ПМПК, психологам в составе учреждений здравоохранения и социальной защиты.

 

 

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.
Солодянкина О.В. - М.: Аркти, 2007.
В пособии предложены технология изучения, содержание социального паспорта, формы и методы исследования проблем и социально-психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В Приложениях - практические материалы для специалистов, педагогов, работающих с данной категорией детей и их семей, в т.ч. памятки и правила для педагогов и родителей, программа медико-социальной, психолого-педагогической помощи семье по социальной адаптации в обществе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия
СПб.: Речь, 2003
Хрестоматия является учебным пособием для студентов, обучающихся специальной психологии. В ней собраны научные труды авторов о задержке психического развития (ЗПР), ставшие для теории и практики уже классическими. Представлены также современные исследования, в которых анализируются вопросы этиологии, диагностики, классификации ЗПР.
В хрестоматию включены статьи по исследованию личности, коммуникативного опыта, поведенческих особенностей детей и подростков с ЗПР. Рассматриваются концептуальные подходы и прикладные аспекты психокоррекции трудностей в обучении.

 

 

Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст
Мастюкова Е.М. т / Под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003.
В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей.
Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.
Книга предназначена для специалистов по специальной (коррекционной) педагогике, студентов дефектологических и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.

 

 

Нет необучаемых детей. Книга о раннем вмешательстве/
Кожевникова Е.В. Клочкова Е.В.
В книгу вошли работы сотрудников Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства. Материалы книги охватывают широкий круг вопросов - от проблем диагностики до особенностей программ раннего вмешательства для детей с когнитивными, двигательными, социально-эмоциональными и множественными нарушениями. Кроме того в книгу вошли работа шведского специалиста профессора Б.Бёрьесона о взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии ребенка и совместная статья профессора Б.Бёрьесона и сотрудников Института, посвященная новым подходам к подготовке специалистов для работы с детьми с особыми потребностями.

 

 

На Главную страницу сайта

К разделу "Методическая дитература"

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Страничка создана18.09.2010

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 18 сентября 2010 г.


 

 

 

.

Hosted by uCoz