Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


Главная страница > Инновационная деятельность детского сада 908 > Модель "Образовательной программы".


Содержание

Модель "Образовательной программы"

Построение модели "Образовательной программы" специального детского сада компенсирующего вида для детей с ЗПР.

Содержание коррекционно-педагогического работы должно быть вписано в модель учебно-воспитательного процесса конкретного дошкольного образовательного учреждения. Внутренним документом, регламентирующим этот процесс является "Образовательная программа ГОУ", который отражает специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива.

На современном этапе развития системы образования разработаны рекомендации к построению образовательной программы, которые предусматривают следующие разделы: [Прим.1]

Раздел I. Цели и задачи, определенные на основе анализа результатов предыдущей педагогической деятельности (итоги выполнения программы за прошедший учебный год).

Раздел II. Выбор программ и их комплексирование, выстраивание целостного педагогического процесса.

Раздел III. Планирование текущей педагогической деятельности, формы организации педагогического процесса.

Раздел IV. Определение способов системной фиксации динамики детского развития (мониторинг).

Раздел V. Условия реализации образовательной программы детского сада.


Разработка "Образовательной программы" специального детского сада для детей с ЗПР - задача повышенной трудности. Это связано с тем, что вариативность отклонений в развитии воспитанников специального детского сада имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до "педагогической запущенности" или легких проявлений социальной дезадаптации. Кроме того, на данном этапе еще не разработан государственный стандарт дошкольного образования и отсутствует единая утвержденная комплексная дошкольная программа для детей с ЗПР.
Вариативность проявлений задержки психического развития и недостаточность нормативно-методической базы осложняет оценку эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком при аттестации учреждений. В ряде научных публикаций описываются стойкие варианты ЗПР, которые полностью не компенсируются даже при интенсивной коррекционно-развивающей работе (Блинова Л.Н., 2001; Иванов Е.С. 1971, Лебединская К.С., 1982, Мамайчук И.И., 1995; Марковская И. Ф., 1993; Ульенкова У. В., 1994).
Возникает вопрос: как оценивать работу специалиста, который работал с ребенком не один год, а ребенок все-таки отстает в развитии и еще нуждается в специальной помощи? Психолого-педагогический консилиум рекомендует такому ребенку школьное обучение в системе КРО. Что это: неудовлетворительная работа специалиста или нормальное положение дел?
Проектирование "Образовательной программы" специального детского сада для детей с ЗПР должно строиться на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подхода при реализации коррекционно-образовательных и воспитательных задач. (Шевченко С.Г., 2001).
"Программа развития ГОУ" и "Образовательная программа" разрабатываются каждым образовательным учреждением и строятся на основе комплекса программных и внутренних руководящих документов, регламентирующих работу педагогов. В этих документах должна быть определена развивающая среда, адаптированная к психофизическим особенностям детей с ЗПР, сформулированы задачи повышения компетентности специалистов и воспитателей по проблеме ЗПР. Все эти составляющие образуют модель коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду, которая должна гибко и быстро меняться в зависимости от изменяющегося контингента детей и социального заказа.
Рассмотрим подробнее основные условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР, такие как:
- построение "Образовательной программы", отражающей образовательные потребности детей с ЗПР;
- профессиональная компетентность педагогов;
- создание специальной развивающей среды.

Требования к содержанию "Образовательной программы".
Дошкольное образовательное учреждение для детей с ЗПР при проектировании "Образовательной программы" не может выбрать в качестве основной одну из уже существующих комплексных программ дошкольного образования, даже если это современная программа, выстроенная с учетом принципов личностно-ориентированной педагогики. Это связано с тем, что в детские сады для детей с ЗПР преимущественно попадают дети с задержкой церебрально-органического генеза. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Состояние детей часто осложнено энцефалопатическими и невротическими расстройствами, такими как гидроцефально-гипертензионный синдром, синдром моторной возбудимости, нарушение активного внимания, эмоциональные расстройства и др. (Певзнер М.С., 1966; Власова Т.А., Лебединская К.С., 1975, 1980; Иванов Е. С., 1971; Ковалев В.В., 1973; Марковская И.Ф., 1993). В этих условиях учитель-дефектолог должен строить свою работу с учетом структуры отклоняющегося развития, уровня актуального развития и состояния здоровья каждого воспитанника.

В отсутствие специальной комплексной программы, специалисты коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР при построении своей "Образовательной программы", адаптированной к условиям учреждения, должны ориентироваться на следующие документы:
- Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. [Прим.2]
- "Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы" (52);
- Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания (14, 49);
- требования к содержанию обучения и воспитания дошкольников с ЗПР, заложенных в парциальных "Программах коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР" (38).
Отбор содержания по каждой линии развития дошкольника должен быть осуществлен с учетом приоритета коррекционно-развивающих задач, актуальных для большинства детей с ЗПР, и результатов психолого-педагогического обследования группы и каждого ребенка.

Профессиональная компетентность педагогов.
Эффективность коррекционно-развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов. При подборе специалистов для работы в группах с детьми с задержкой психического развития администрация сталкивается с определенными трудностями. Это связано с тем, что не все дефектологические факультеты высшей школы готовят специалистов для работы с дошкольниками с ЗПР. Оптимальным вариантом является тот, при котором специалист имеет две квалификации (олигофренопедагог и учитель-логопед), и прошел курсы повышения квалификации по вопросам обучения и воспитания детей с ЗПР.
Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность - чем меньше возраст детей, тем больший удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи решаются в комплексе. Специалист должен учитывать все факторы, которые позитивно или негативно могут влиять на ребенка. Это и состояние физического здоровья, и состояние центральной нервной системы (ЦНС), и воздействие на ребенка микросоциальной среды. С учетом этих особенностей выбирается и дозируется учебная нагрузка.
Специалист, работающий с детьми с ЗПР, должен быть готов к творческой деятельности:
- к построению индивидуальных и групповых коррекционно-образовательных программ с опорой на данные диагностического обследования особенностей развития детей и уровня сформированности у них знаний, представлений и умений;
- к осуществлению дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных особенностей.
Педагоги должны знать нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс в специальном дошкольном образовательном учреждении, владеть знаниями из области смежных с педагогикой дисциплин - общей и специальной психологии, нейропсихологии, медицины, социальной педагогики.

Специальная развивающая среда и условия реализации задач коррекционно-образовательной работы.
Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Развивающая среда должна включать ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка. Для этого в пространстве, которое окружает ребенка, создаются элементы и объекты природы (природный ландшафт на территории, живой уголок в группе и т.п.). Создаются специальные условия для физкультурно-оздоровительной работы, игровой, художественно-эстетической и музыкально-театральной деятельности, обеспечивается необходимый набор учебно-дидактических пособий, оборудования и игрушек (предметно-развивающая среда) и т.д. Окружающая ребенка среда должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать его развитие, позволять активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
Для реализации "Образовательной программы" коррекционного детского сада для детей с ЗПР необходимы некоторые дополнительные мероприятия. Они являются настолько значимыми, что включаются в "Образовательную программу" отдельными разделами. Рассмотрим некоторые из них.
Создание специальных условий для развития и оздоровления детей.
Сюда входят:
- адаптация содержания образовательной программы по ФИЗО с учетом уровня развития и особенностей двигательной сферы детей, состояния их здоровья;
- создание оптимальных условий для проведения занятий по физической культуре и реализации двигательных потребностей ребенка;
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- разработка гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий и др.;
- введение в "Режим дня" и во время проведения занятий специальных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.);
- реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика острых респираторных заболеваний (ОРЗ), фито- и витаминная терапия и др.;
- применение здоровьесберегающих технологий;
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- организация медицинского контроля за состоянием здоровья детей. [Прим.3]
Создание специальной методической службы:
- введение в штатное расписание специального детского сада старшего специалиста по коррекционной работе (обязательным условием является высшее дефектологическое образование);
- создание на базе учреждения "Совета по коррекционной работе", в который входят наиболее квалифицированные специалисты: дефектологи, психологи, логопеды, старший воспитатель;
- создание банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие и диагностические методики, развивающие игры, специальная литература и др.);
- установление прямых связей с вышестоящими методическими службами с целью повышения уровня профессиональной квалификации и взаимодействия при организации и проведении методических мероприятий.
Создание специальных условий для реализации коррекционно-образовательной программы:
- создание диагностической службы, в том числе психолого-педагогического консилиума;
- построение коррекционно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР;
- создание специальных образовательных условий (кабинетов специалистов, специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения "коррекционного часа", релаксационного уголка - места, где ребенок может уединиться, отдохнуть и др.);
- наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками.
Организация взаимодействия с семьей.
- активное вовлечение семьи в работу специального дошкольного учреждения;
- консультирование родителей по проблемам развития их детей;
- обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи;
- организация обратной связи родителей с детским учреждением.
Учитывая, что часть воспитанников специальных детских садов приходит из неблагополучных семей, администрации дошкольного учреждения необходимо взаимодействовать со службами социальной защиты и органами социальной опеки.
Понятно, что разные коррекционные учреждения находятся на разных этапах своего развития, имеют различную материально-техническую базу и специалистов разной специализации и квалификации. При реализации "Образовательной программы" необходимо соблюдать общие принципы построения коррекционно-педагогического процесса.
Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада.
Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности. Применительно к детям с ЗПР личностно-ориентированный подход предполагает воздействие не только на познавательную сферу, но и обеспечение условий для преодоления черт эмоционально-личностной незрелости, характерных для многих из них.
Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы с детьми.

В "Образовательную программу" закладывают следующие формы проведения занятий:
· фронтальные занятия (Ф.З.),
· подгрупповые занятия (П.З.),
· малоподгруппые занятия - 2 - 3 ребенка (М.П.З.),
· индивидуальные занятия (И.З.).
Рассмотрим возможные варианты организации детей на занятии.
Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, например, занятие по коррекционной ритмике целесообразно проводить со всей группой, занятие с учителем-дефектологом - подгруппой или индивидуально, а для занятий с психологом формируется особая группа, с учетом показаний к определенной психокоррекционной работе.
Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений в течение года. Так на занятии по математике дети могут работать в одном составе, а на занятии по развитию речи - в другом.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
· дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
· индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
· введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,
- введение элементов программированного обучения и т.д.
Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистов, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям учителя-дефектолога и логопеда во время проведения "коррекционного часа".
Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации), экспериментирование в условиях специально оборудованной лаборатории, моделирование и другие виды работы.
Особенностью работы коррекционного детского сада для детей с ЗПР является то, что в начале каждого учебного года специалисты и воспитатели корректируют перспективные планы по всем разделам "Образовательной программы". Корректирование осуществляется с учетом данных диагностического обследования. Изменение перспективных планов заключается в перераспределении тем и задач во времени с учетом индивидуально-типологических особенностей детей в группах и подгруппах.Мы рассмотрели только некоторые подходы к построению "Образовательной программы". За рамками данной публикации остались такие важные вопросы как преемственность со школой, научными организациями, методическими вышестоящими службами, ПМПЦ и другие направления организации деятельности специального детского сада.


Примечания.

1. Белая К.Ю. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. (Методические рекомендации для руководителей ДОУ)._- М., 2000.
2. Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.08.1996, № 448.
3. Для организации специального медицинского контроля за состоянием нервной системы и психическим развития детей возможно привлечение на основе договора невропатолога и детского психиатра ПМПК и ПМСЦ, а также медицинских специалистов детской поликлиники.

Вернуться на главную страницу.

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

дата последнего обновления - 5 марта 2009 г.

 

 


 

Hosted by uCoz