Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


Главная страница > Инновационная деятельность детского сада 908 > Коррекционно - образовательная работа.


Содержание

Коррекционно-образовательная работа

Проектирование коррекционно-образовательного процесса.

Реализация основных направлений образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с опорой на основные линии развития ребенка-дошкольника.

Коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс опираются на основные линии развития ребенка-дошкольника: физическое воспитание и укрепление здоровья, развитие ведущих видов детской деятельности, познавательное развитие (в том числе речевое), художественно-эстетическое развитие социально-нравственное и личностное развитие.

Эффективность реализации этих направлений определяется во многом аналитико-диагностической и контрольно-оценочной составляющими педагогического процесса и пронизывают все направления педагогической деятельности.

Следует отметить, что коррекционно-развивающие задачи решаются как на каждом образовательном занятии, так и на специальных занятиях (например, занятие "коррекционная ритмика", логопедические занятия и индивидуальные занятия учителя дефектолога или психолога). Кроме того, решение коррекционно-развивающих задач планируются и реализуются в свободной или специально спроектированной деятельности, а также в режимных моментах.

Далее рассмотрим более подробно структуру работы и ее основное содержание по каждой линии развития.

А). Физическое воспитание и здоровье.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.Отклонения в формировании моторики и психомоторики наблюдаются практически у всех категорий детей с нарушениями развития, изменения качественных этих показателей являются одним из критериев в психолого-педагогической диагностике отклонений в развитии.

Таким образом, в специальном саду для детей с ЗПР необходимо выстроить целостную систему педагогической работы и медицинского контроля, которые бы обеспечивали целенаправленное комплексное воздействие с целью физического, психомоторного развития и оздоровления средствами физического воспитания и специальных оздоровительных мероприятий. Создание такой системы достигается за счет адаптации содержания образовательной программы по физическому воспитанию с учетом уровня физического и психомоторного развития, особенностей двигательной сферы и состояния здоровья детей с ЗПР.

Перечислим основные необходимые составляющие такой системы:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
- обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
- специально организованная работа по физическому воспитанию:
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей предполагает:
- обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д);
- проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
- обеспечение полноценного питания, витаминизация;
- проведение закаливающих мероприятий;
- проектирование пространства и его оснащение.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости:
- диспансеризация и профилактический осмотр осуществляется врачами детской поликлиники;
- текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости осуществляется старшей медицинской сестрой (штатная единица) и врачами-специалистами: психиатром, невропатологом, физиотерапевтом (по договору с учреждением (Прим.1));
- проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс:
- предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки, в процессе занятий);
- использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения. Для решения этих задач используются артикуляционная, и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения (Прим.2) и т. д.;
- формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков, обучение некоторым приемам самомассажа (по Уманской А.А.), и др.;
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Специально организованная работа по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей:
- организация занятий по физической культуре;
- включение в педагогический процесс специальных занятий по ритмике;
- использование в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций.
Включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.
- просветительская работа (крайне важно донести до родителей значение здоровья и развития двигательной сферы для общего психического здоровья их детей);
- организация спортивных мероприятий с привлечением родителей.
Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка:
- специальная подготовка воспитателя по физическому воспитанию;
- методическое обеспечение педагогического процесса соответствующей литературой и пособиями;
- организация методических мероприятий для педагогов (курсов, консультаций, семинаров и др.)
В период пребывания ребенка с детском саду педагоги и медицинские специалисты отмечают изменения в состоянии здоровья и физического развития в Диагностико-эволюционной карте в разделе Карта здоровья и физического развития.

Полезно также разработать модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду на учебный год. В ней следует отразить этапы и сроки проведения мероприятий, определить основные задачи каждого этапа, спланировать мероприятия, назначить исполнителей и ответственных за своевременное и правильное проведение мероприятий.
Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье), развивают двигательные качества, включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры. Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия ФИЗО реализуются и специальные коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве. Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову).
Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и достижений детей. Занятие проводит воспитатель по ФИЗО, преимущественно, в первой половине дня.
Часть задач по развитию двигательной сферы решается на занятии "Коррекционная ритмика". Это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия строятся на сочетании музыки, движения, речи.
Специальные оздоровительные задачи могут решаться на занятии ЛФК (при наличии лицензии на этот вид деятельности) на основе медицинских назначений.
Во время проектирования образовательного процесса следует строго соблюдать баланс между двигательной и интеллектуальной нагрузкой, а также выдерживать их последовательность и сочетание. Это позволяет снимать нервнопсихическое напряжение в период времени, отведенный для проведения плановых занятий и тем самым соблюдать охранительный режим.

Б). Формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие, обучение и воспитание в детском саду преимущественно проводится через различные виды деятельности: игровую, продуктивную, конструктивную, познавательную, трудовую. Однако, как известно, общей тенденцией отклоняющегося развития является изменение сроков, темпа и качества формирования деятельности, в том числе - ведущей для каждого возраста (в данном случае игровой). Отклонения в формировании деятельности у детей с ЗПР вариативны, часто они имеют не только динамический характер, но и качественное своеобразие, вытекающее непосредственно из психологической структуры задержки психического развития (особенно, при осложненных формах ЗПР церебрально-органического происхождения). В условиях специального детского сада для детей с ЗПР возникает необходимость в проектировании и планировании в "Образовательной программе" педагогической деятельности по данному направлению.
Целенаправленное воздействие на процесс формирования деятельности предполагает:
- целенаправленное формирование структурных компонентов деятельности (мотивационного, ориентировочно-операционного и регуляционного) (Прим.3);
- развитие и совершенствование различных видов деятельности (продуктивной, конструктивной, трудовой, опытно-экспериментальной, моделирующей и др.);
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, констатировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
- развитие и коррекцию отдельных психических функций, существенно влияющих на качество любой деятельности, это в первую очереди коммуникативная и пространственно-временная составляющая, внимание и память, сфера образов-представлений, развития регулирующей (планирующей) функции речи и др.
В специальном детском саду организуются такие же виды деятельности, как и в общеобразовательном дошкольном учреждении, это предметная деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и моделирование, и игровая деятельность, трудовая.
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности является важнейшим направление образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду для детей с ЗПР, так как многие исследователи (В.В. Лебединский, 1985; И.И. Мамайчук, 2001; П.Б. Шошин, 1972 и др.) отмечают специфические особенности сенсорно-перцептивных процессов: недостаточную дифференцированность всех видов восприятия, недостатки константности и предметности восприятия, замедление темпа узнавания предметов, трудности синтеза и обобщенности воспринимаемых объектов.
В процессе сенсорного воспитания детей с ЗПР педагоги решают не только образовательные задачи, но и специальные.
К специальным задачам можно отнести:
развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);
формирование системы перцептивных действий;
формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операции;
развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов,
развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия;
формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом.
Задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически во всех видах деятельности и на всех занятиях. В связи с этим возникает необходимость соблюдения определенной последовательности и этапности при реализации педагогических задач (Мамайчук И.И., Ильина М.Н., 2004) В связи с этим, подчеркнем, что занятие по сенсорному воспитанию не могут планироваться как отдельное занятие.
На начальном этапе детей обучают восприятию простой нерасчлененной формы. Затем переходят к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.
Задачи по коррекции и.развитию восприятия и сенсорно-перцептивной деятельности следует распределить между специалистами и воспитателями, а также создать условия для осуществления преемственности деятельности педагогов и родителей воспитанников. Эти задачи решаются в процессе изобразительной, конструктивной и трудовой деятельностью, занятий математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посредствам дидактических игр и упражнений.
Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями).

В специальном детском саду многие образовательные и коррекционно-развивающие задачи реализуются через изобразительную деятельность (ИЗО): лепку, аппликацию, рисование, оригами, комбинирование изобразительной деятельности с продуктивной. Изобразительная деятельность, являясь одним из видов продуктивной деятельности, имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Большое значение для ее формирования имеет уровень развития сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, образной сферы, пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, развития памяти, внимания, мышления. Но этого недостаточно. Дети должны овладеть комплексом движений, которые позволят им передать в изображении форму предмета (формообразующие движения), его метрические характеристики и другие особенности (яркость изображения, толщину линий и др).
На занятиях по ИЗО-деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка с ЗПР. Большое значение ИЗО-деятельность имеет для формирования навыков планирования деятельности. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным (проводит учитель-дефектолог). Таким образом, ИЗО-деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития детей.
Мамайчук И.И. предлагает, перед тем как приступить к непосредственной изобразительной деятельности в рамках "Учебного плана", провести подготовительную работу, состоящую из четырех этапов обучения рисованию (Прим.4). На первом этапе дети обучаются элементарным графическим движениям в вертикальном и в горизонтальном направлениях по опорным точкам. На втором этапе дети обучаются произвольному управлению графических движений с помощью специально разработанной методике. (Прим. 5) На третьем этапе педагог, после совместного с ребенком обследования образца, предлагает ребенку сначала сконструировать его из готовых блоков, а затем изобразить. Необходимо сопоставить изображенный предмет с образцом (Прим. 6). На четвертом этапе педагоги продолжают обучение детей изображению предметов с натуры, затем предлагают детям изображение предметов по замыслу и представлению.

На занятиях ИЗО-деятельностью на начальном этапе (в младшей группе) занятия проводятся на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО-деятельности. Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования, анализу строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.
Число занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей, при этом суммарное число занятий соответствует учебному плану. Так, например, для усвоения формы сначала может быть проведено несколько занятий по лепке. Затем на занятии аппликацией отработаны задачи структурного, метрического и пространственного соответствия элементов целого предметного изображения, его расположения на листе. И только после этого детей учат изображать предметы при помощи различных изобразительных средств: красок, фломастеров, карандашей и др. Учитывая, что часто у детей с ЗПР крайне трудно формируются правильные динамические стереотипы, а неправильно сформированные трудно поддаются исправлению, педагогам следует уделять внимание смене изобразительных средств и изобразительных техник.
Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется.
Важным критерием оценки педагогической работы всех специалистов является самостоятельное стремление детей рисовать, лепить не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности.

Конструирование и моделирование занимает в дошкольном воспитании такое же значимое место, как и рисование, и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. Детей учат конструированию из строительного материала, с использованием LEGO и других видов конструкторов (Прим. 7), бумаги, природного материала. Их обучают различным способам крепления деталей конструкторов, выполнять пространственные модели кукольных комнат, простейших планов и карт.
В процессе конструирования ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между целым и его частями, у него развивают глазомер. В процессе конструирования у детей совершенствуются пространственные и метрические соотношения, развивается глазомер.
При обучении детей с ЗПР конструированию следует применять конструирование с опорой на нерасчлененные образцы (конструирование по моделям), как более эффективный для рассматриваемой категории детей. Основной смысл данного метода заключается в том, что любая конструктивная задача ставится как проблемная (мыслительная), а не репродуктивная. При этом изменяется последовательность форм конструирования общепринятая в дошкольном возрасте. (Мамайчук И.И., Ильина М.Н., 2004)
На начальном этапе детей знакомят со строительным материалом и обучают простым конструктивным действиям с ним. Детей учат планомерному обследованию образцов. При этом особое внимание уделяется речевому сопровождению этой деятельности.
На следующем этапе педагог переходит к основному методу: конструированию по нерасчлененным образцам-моделям. Сначала детей обучают планомерному обследованию образцов-моделей, выделение их существенных компонентов. Затем их обучают эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий со строительными деталями. Сначала дети непосредственно прикладывают их к образцам-моделям, затем переходят к примериванию и соотнесению деталей и образца. То есть детей учат мысленно анализировать образцы-модели. На этом этапе закрепляются умения детей владеть эффективными способами конструирования, дети тренируются в использовании в собственной речи пространственных, метрических и сенсорных признаков предметов. (Этот красный кубик стоит на зеленом кирпичике.)
На третьем этапе переходят к обучению детей конструированию с опорой на нерасчлененные образцы-рисунки. Дети учатся конструировать на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, то есть процесс обследования образцов превращается в идеальное действие (действие в уме). На этом этапе исключаются предметно-практические действия детей с деталями.
К четвертому этапу - конструированию по условиям можно приступать только при овладении детьми приемами обследования образцов-моделей и рисунков, дети должны уметь подбирать детали с учетом пространственных, метрических и эталонных характеристик. Детям предлагается свободное конструирование, где они должны самостоятельно использовать усвоенные ими приемы обследования и конструирования. Детей учат преобразовывать предметы различными способами (надстраиванием, перестраиванием, комбинированием и др.), обучают навыкам моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов.
На занятиях особое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам. Их решение способствует формированию навыков предварительного планирования, развитию пространственно-временных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению. Такой подход позволяет более успешно преодолевать задержку психического развития у дошкольников.

Игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры. В отличие от детских садов, работающих по общеобразовательным программам, в детском саду для детей с ЗПР обучение игре позиционируется как отдельная задача. Это обусловлено значительным отставанием детей с ЗПР в овладении игровой деятельностью. Ее недостаточность проявляется на уровне общей структуры деятельности (как следствие недостатков развития при ЗПР), так и на уровне специфических структурных компонентов, присущих игре. Кроме того, исследования показывают, что недостаточная сформированность игровой деятельности обусловлена не только недостатками интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевыми проблемами, но и недостаточным социальным опытом и низким уровнем речевого развития. (Белопольская Н.Л., 1999; Павалий Т.Н., 2000; Шевченко С.Г. и др.)
Все это обуславливает необходимость введения занятий по обучению игре в учебный план детских садов (групп) для детей с ЗПР. Специальные обучающие занятия проводятся с детьми младшей и средней группы, при этом реализуются следующие направления:
" формирование игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста (развитие потребности в игре, создания замысла игры, формирование ролевого поведения и игровых действий, развитие умения действовать адекватно поставленной цели, обучение действиям по алгоритмам и т.д.)
" развитие игры как совместной деятельности;
" обогащение содержания детских игр, т.е. перенос знаний и умений, полученных на других занятиях (Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, конструировании, ознакомление с художественной литературой и др.), во время бесед с педагогами, просмотра театрализованных постановок и др.
Специфика коррекционно-развивающей работы по развитию игровой деятельности заключается в том, что воздействовать следует одновременно по всем направлениям, развивая игру как ведущую деятельность, и одновременно преодолевая задержку психического развития, развивая эмоционально-волевую, познавательную и коммуникативную сферу ребенка. При этом, планируя работу по развитию игровой деятельности, следует осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, опираясь на данные диагностического обследования и наблюдений за поведением и игрой каждого ребенка и микрогрупп.
При развитии игровой деятельности у детей с ЗПР целесообразно опираться на методики и технологии раскрытые в работах Е.С. Слепович (1990, 1999).
В старшем дошкольном возрасте дети реализуют свою потребность в игре через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами игровых ситуациях. Педагоги в процессе занятий, наблюдений за профессиональной деятельностью взрослых, бесед и чтения литературы формируют у детей представления о природе и материальной культуре, мире социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация запланированных взрослым задач возможны только при наличии у детей определенных знаний и представлений, а также соответствующих игрушек и атрибутики.
Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой занятий по Ознакомлению с окружающим миром. Детей обучают сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре. При обучении широко используют дидактические игры.
В некоторых случаях (значительное снижение интеллекта, нарушения эмоционально-волевой сферы, формирующейся личности) работа может проводиться с детьми индивидуально. Такие занятия проводят учителя-дефектологи или психолог.
После того, как игровая деятельность достигнет определенного уровня зрелости, ее можно использовать как средство в психокоррекционной работе для коррекции межличностных отношений, смягчения эмоционального дискомфорта, формирования приемлемых способов реагирования на психотравмирующие ситуации, развития навыков саморегуляции и самоконтроля поведения, формирования приемов релаксации и др.

В коррекционной педагогике трудовой деятельности традиционно отводится значительная роль. В условиях детского сада навыки элементарной трудовой деятельности формируются во время режимных моментов. Детей учат навыкам самообслуживания, что обеспечивает им определенную бытовую самостоятельность при приеме пищи, одевании и раздевании, умывании, пользовании туалетом и др. Постепенно детей привлекают к посильному бытовому труду, например, дежурству при подготовке к занятию или приему пищи, наведения порядка в игровой зоне и др.
В учебном плане и режиме дня отводится место для специально спланированной деятельности и занятий: это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом и др.).
На занятиях у детей формируют представления о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, природных материалов), их учат приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.). При изготовлении различных поделок и игрушек детей учат использовать в работе ножницы, клей, пластилин, иголку и нитки, развивают мелкую моторику рук.
Трудовая деятельность предоставляет возможность решать многочисленные коррекционные задачи. Прежде всего помогает формировать у детей умение планировать и контролировать собственные действия. Детей учат работать по определенному алгоритму, представленному в виде наглядных опор, побуждают к проговариванию выполняемых действий, к словесному отчету о результатах работы, к ее планированию.
Большое значение для нравственного и интеллектуального развития детей имеет труд в природе. У детей формируются такие положительные личностные качества как трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность и др. Ухаживая и наблюдая за растениями и животными, дети лучше понимают роль и значение каждого конкретного действия и их логических последовательностей.
В трудовой деятельности развивается потребность трудиться, формируется умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, формируются социально-нравственные качества и понятия, развиваются умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.
Одним из направлений трудового воспитания является ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей. Такое знакомство происходит на занятиях по "Ознакомлению с окружающим миром …", во время чтения и обсуждения художественных произведений, специальных бесед на тему труда взрослых, экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (заведующей, медицинской сестры, повара и др.) и ближайших социальных объектов (магазина, поликлиники, метро и др.) Важной составляющей этой работы является воспитание уважения к труду взрослых.
Таким образом, трудовая деятельность являются мощным стимулом для развития у детей личностные качества, познавательной активности, речи.

В). Социально-нравственное развитие.
Задача социально-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения. Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. (Е.А. Винникова, Е.С. Слепович 1999; Т.Н. Павалий, 2000; и др.)
Задачи социально-нравственного воспитания реализуются в процессе ряда занятий, предусмотренных учебным планом, а также при проведении режимных моментов и в свободной деятельности.
В разделе "Ознакомление с окружающим миром" некоторые темы занятий посвящаются социальным отношениям людей, ознакомлению с профессиями, с некоторыми историческими событиями и фактами, с явлениями современной социальной действительности. Тематика других занятий предполагает ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), сообщение элементарных сведений о строении и функционировании человеческого организма, о здоровом образе жизни и др.
В младшей и средней группах организуются специально спроектированные игры и ситуации, позволяющие развивать нравственно-этическую сферу ребенка.
Значительные возможности для решения задач социально-нравственного развития предоставляет сюжетно-ролевая игра, в которой моделируются социальные отношения. Особенностью педагогического процесса в детском саду для детей с ЗПР является то, что игра организуется не только как свободная деятельность, но и становится основным содержанием специальных занятий "Обучение игре".
В старшей и подготовительной группе проводят специальные занятия по социальному развитию. Детям демонстрируют образцы норм социально-правильного поведения и социальных отношений, культуры общения, формируют представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи. С этой целью воспитатель отбирает художественные произведения или их фрагменты, в которых затрагиваются нравственно-этическая сфера отношений между людьми. Педагог в работе использует элементы драматизации, а также моделирование проблемных ситуаций с помощью театрализованной деятельности.
При "Ознакомлении с художественной литературой" решаются задачи нравственно-патриотического воспитания, приобщения к культурно-историческим ценностям, к устному народному творчеству. Обогащаются представления детей о человеческих характерах и поступках, формируются умения давать им нравственную оценку. В этой связи возникает необходимость специального подбора текстов, которые должны соответствовать названным задачам и быть доступными по содержанию.
Кроме общеобразовательных и воспитательных задач решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности. Такие занятия проводит педагог-психолог. Занятия проводятся как с целой группой, так и со специально отобранной. Специальная группа комплектуется на основе запросов педагогов и родителей, коррекционные задачи отбираются на основе данных углубленного обследования, бесед с педагогами и родителями.
Работа по развитию и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает следующее:
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений и других отклонений в поведении;
- развитие социальных эмоций;
- создание условий для развития самосознания и самооценки;
- формирование способности к волевым усилиям, к произвольной регуляции поведения;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
Наиболее эффективно эти задачи решаются средствами арттерапии и артпедагогики. На занятиях используются средства изотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, сказкотерапии; активно применяется драматизация, моделирование ситуаций, тренинги.

Г). Познавательное развитие.
Традиционно в разделе Познавательное развитие включаются следующие компоненты:
" ознакомление с окружающим миром;
" развитие речи и коммуникативных способностей;
" подготовка к обучению грамоте;
" ознакомление с художественной литературой;
" формирование элементарных математических представлений.

Ознакомления с окружающим миром направлено на формирование представлений о предметах и их свойствах, о природе, о явлениях социальной действительности, предметах материальной культуры. На этапе подготовки к школьному обучению дети получают элементарные сведения исторического, географического и естествоведческого характера. Важным компонентом этой работы является экологическое воспитание и формирование представлений о здоровом образе жизни.
Реализация этих задач требует использования различных форм и методов работы с детьми: целенаправленных наблюдений в повседневной жизни и на экскурсиях, чтения литературных произведений, опытно-экспериментальной деятельности, просмотра специально подобранных фильмов и диапозитивов, и многих других.
Основной формой работы по ознакомлению с окружающим миром является специальное занятие. Его основная задача - расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, воспитанников знакомят с основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, в основном, обогащение словаря, уточнение значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Для успешного решения широкого круга задач ознакомления с окружающим миром требуется специальная развивающая среда: объекты живой и неживой природы, иллюстративный материал, дидактические игры и пособия, аудиовизуальные средства.

Развитие речи и коммуникативных способностей является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Задачи этого направления решаются практически на каждом занятии и в свободной деятельности.
Научными исследованиями доказано (Борякова Н.Ю., Жаренкова Г.И., Кошелева А.Д., Мальцева Е.В., Слепович Е.С., Соботович Е.Ф., Шевченко С.Г. и др.), что недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер. В процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эта работа осуществляется логопедом в тесном тесного взаимодействии с дефектологом и воспитателем.
В настоящее время все чаще встречаются дети, у которых недостатки речи проявляются не только как структурный компонент отклоняющегося развития при ЗПР, а самостоятельный дефект. В связи с этим можно предложить внести в учебный план детского сада для детей с ЗПР специальные занятия: "Развитие связной речи", "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте". Эти занятия имеют свою специфику и направлены на преодоление речевого недоразвития: совершенствование лексико-грамматического строя речи, ее семантической стороны. Эта работа осуществляется во взаимосвязи с тематикой занятий по Ознакомлению с окружающим миром. На занятии отрабатываются различные модели синтаксических конструкций, дети тренируются в словообразовании и словоизменении. В младшем дошкольном возрасте и старшей группе ставятся задачи по развитию диалогической речи. В дальнейшем целенаправленно формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь. Детей учат составлять предложения по демонстрирующим действиям, пересказывать короткие рассказы, описывать предметы, составлять рассказы по картинкам и по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного.
Развитие речи, её коммуникативной, языковой, регуляторной, когнитивной стороны, предполагает решение следующих задач:
- целенаправленное формирование всех функций речи;
- усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, пониманием инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.
Особое внимание следует уделять обогащению глагольной лексики с опорой на движения и практические действия; расширения словаря признаков, в том числе - коллоративной лексике.
Средствами развития диалогической и монологической речи являются: специальные упражнения, сюжетные, театрализованные и дидактические игры, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых событий (первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др.)

Подготовка к обучению грамоте осуществляется на специальных занятиях учителя-дефектолога и логопеда. По учебному плану такая работа начинается в старшей группе. Первоначально упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза входят в структуру занятия по развитию речи, а в подготовительной группе выделяются в специальные занятия.
Дети знакомятся с явлениями языковой действительности - звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения.
Еще одним важным условием подготовки к школьному обучению является подготовка ребенка к письму. В состав этой работы входят следующие задачи:
- формирование правильной посадки и захвата карандаша,
- развитие ручной моторики и зрительно-моторной координации,
- развитие умения ориентироваться на нелинованном листе, на линованном (сначала на линованном в клетку, - затем в линейку),
- ознакомление с образами печатных букв и способом их графического начертания,
- освоение техники написания элементов прописных букв (Прим. 8).
Важнейшее место в структуре занятия по подготовке к обучению грамоте занимают упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии (Э. Матейчик, И.А. Симонова, И.А. Смирнова, Н.А. Цыпина, Р.Д. Тригер, и др.)

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой воспитатель решает как традиционные для дошкольных учреждений задачи: знакомят с различными художественными формами (сказки, стихи, рассказы), формируют восприятие художественного текста и эмоционально реагировать на действия любимых персонажей, сопереживать им, так и специальные (коррекционно-развивающие): формирование познавательной активности, развитие мышления и речи.
Необходимо подбирать произведения, воспитывающие у детей художественно-эстетические чувства, способствующие их познавательному, нравственному, патриотическому развитию.
Учитывая особенности развития детей с ЗПР, педагогам следует с особой тщательностью подходить к отбору текстов и иллюстраций к ним. Они должны быть доступны как на уровне восприятия, так и на уровне понимания, т.е. следует учитывать объем художественного произведения, его семантическое и грамматическое, графическое оформление. События, описанные в художественном произведении должны быть значимы для ребенка и, желательно, опираться на его личный опыт. Это активизирует внимание ребенка, воспитывает любовь к книге, а в дальнейшем и к чтению.
Во время работы с текстом произведения происходит уточнение представлений о социальной действительности, мире предметов и природы, дети знакомятся с некоторыми историческими событиями. Педагог знакомят детей с понятиями: литература, книга, журнал, писатель, поэт и др. У детей расширяется словарный запас, они тренируются в навыках ведения диалога и пересказа текста.
Значимой формой для развития мышления и речи у детей с ЗПР является моделирование на фланелеграфе события художественного произведения с помощью сюжетных картинок и картинок-заместителей, а также рисование условного плана рассказа. Такие формы работы с текстом способствуют развитию способности планировать речевое высказывание, следовать заявленному плану, т.е. способствует развитию планирующей и регулирующей функции речевой деятельности.

Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами дидактической и сюжетно-ролевой игры.
В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у воспитанников специальных групп, особенно при ЗПР церебрально-органического происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: затруднено запоминание ряда предметов, числового ряда (линейная память), восприятие и осознание пространственных и временных отношений, чувство ритма. (Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д., Капустина Г.М. и др.) Отстают в развитии мыслительные операции и речь. Поэтому, прежде чем формировать элементарные математические представления (ЭМП) необходимо (на основе диагностических данных) организовать пропедевтический период обучения, который станет основой для усвоения ребенком математических представлений в рамках программных требований.
Сенсорное развитие является мощным инструментом для мыслительного и математического развития. Детей учат ориентировке в цвете, форме, величине предметов, группировке множеств предметов по заданным признакам. У детей формируется познавательная активность и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), дети тренируются в классифицикации, установлении причинно-следственных зависимостей и закономерностей. На занятии по развитию элементарных математических представлений у детей развивают, гибкость мышления, формируют и развивают способность конструировать и комбинировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают воображение.
На занятиях по развитию математических представлений также актуализируются задачи развития речи. Детей учат задавать вопросы и отвечать на них, сопровождать речью собственные действия. Значительное место на занятии отводится расширению и уточнению словаря, тренировке в согласование слов в предложении в роде, числе и падеже и т.д. У детей формируют навыки построения развернутых высказываний различной сложности (логико-грамматических, пространственно-временных конструкций, например: Саша быстрее приедет к финишу, потому что он едет на велосипеде, а Витя на самокате).
Занятия математикой позволяют развивать у детей функций значимые для школьного обучения: произвольную регуляцию действий и поведения, навыки работы по образцу и словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.
Так же как и на занятии по обучению грамоте ставятся задачи по развитию ручной моторики, зрительно-моторной координации, формируют графические навыки.
Математические представления формируются по следующим разделам:
- развитие и совершенствование сенсорных представлений;
- формирование представлений о геометрической форме и относительности размеров предметов;
- обучение сравнению по величине;
- формирование представлений о множестве;
- обучение сравнению совокупностей множеств;
- развитие пространственных и временных представлений;
- формирование количественных представлений и отношений, обучение счету;
- формирование элементарных представлений о числовом ряде;
- формирование счетных операций (в пределах 10-ти);
- знакомство с цифрами и математическими знаками;
- формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение суммы и остатка.
Педагоги проводят специальную коррекционную работу по формированию правильных представлений об образе цифр и знаков.
- Таким образом, на всех перечисленных занятиях раздела "Познавательное развитие" параллельно осуществляется целенаправленная коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности.

Д). Эстетическое воспитание.
У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:
" музыкального воспитания,
" изобразительной деятельности,
" театрализованной деятельности,
" ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
На музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность к появлению дифференцированных эмоций на разные музыкальные произведения, эмоционально реагировать на знакомые произведения.
В специальном детском саду образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающим содержанием, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировку в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.), эмоциональной и двигательной выразительности и др. Занятия проводит руководитель по музыкальному воспитанию, преимущественно, в первой половине дня.
На занятиях изобразительной деятельностью, кроме ранее перечисленных задач, знакомят с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).
Детей знакомят с различными видами театра: теневым, пальчиковым, кукольным, воспитывают любовь к театру. У детей развивают умение разыгрывать сценки из знакомых сказок, учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Следует с особой тщательностью подходить к отбору книг и иллюстраций в детскую библиотеку. Необходимо следить, чтобы книги выглядели опрятно, иллюстрации были доступны восприятию и выполнены на высоком художественном уровне.
Педагогам хорошо известно, что дети любят многократно слушать знакомое и любимое произведение (особенно дети младшего дошкольного возраста). Для поддержания интереса к книге и развития целенаправленного и устойчивого восприятия зрительного образа, необходимо выставлять в книжном уголке хорошо знакомые детям книги, которые проиллюстрированы разными художниками. Учить детей рассматривать и сравнивать иллюстрации.
Необходимо как можно чаще читать детям произведения народного творчества и произведения, написанные в стихотворной форме. Эти произведения особенно способствуют развитию чувства языка, учат получать эстетическое наслаждение от поэтических образов.

Важное место в эстетическом развитии имеет развивающая среда. Педагоги специального детского сада должны обратить внимание на эстетическое оформление помещений и дидактических пособий. Учитывая особенности восприятия детей с ЗПР, следует обратить внимание на колер краски, которая используется для окрашивания помещений. Он должен быть спокойного светлого тона, на котором особенно ярко выделяются картины, игрушки, элементы декора. Следует ограничивать количество игрушек и декоративных элементов, так как загромождение помещения не способствует сосредоточению внимания детей и дезорганизует их деятельность. Через некоторое время для поддержания интереса часть игрушек необходимо заменять.

Крайне полезно привлекать детей к декорированию помещений детского сада. Это развивает у них не только эстетические чувства, но и воспитывает бережное отношений к окружающим предметам.
Решая задачи эстетического воспитания, следует уделять внимание не только интерьеру, но и внешнему виду педагогов и детей. Педагоги знают, как тонко подмечают и оценивают дети любое изменение во внешнем виде взрослого (А у вас туфли красивые.), стремятся ему подражать. Поэтому, следя за внешним видом ребенка, прививая ему чувство красоты, следует в первую очередь помнить о своем внешнем облике, так как ребенок будет стремиться непроизвольно его копировать.


Прим. 1 Лечение в детском саду не может осуществляться без соответствующей лицензии на медицинскую деятельность. Администрации ГОУ желательно заключить договор между детским садом, врачом-специалистом и родителями воспитанников. В этом случае врач-специалист становится полноправным участником оздоровительного и коррекционного процесса, проводимого в детском саду. Он принимает участие в проектировании охранительного режима, проводит наблюдения за детьми в группах, консультирует педагогов и родителей. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно осуществляется под контролем врачей детской поликлиники или в стационаре. ГОУ сохраняет место за ребенком на период его лечения.

Прим. 2 Подбор коррекционных упражнений осуществляют психологи, логопеды, дефектологи с учетом индивидуальных особенностей детей.

Прим. 3 С программой формирования компонентов учебной деятельности можно ознакомиться в монографии Н.Ю. Боряковой "Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития", М., "Альфа", 2003.

Прим. 4 Подготовительную работу проводит учитель-дефектолог на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях или включает фрагментом в подгрупповое занятие.

Прим. 5 Методика обучения произвольному управлению графическими движениями предложена И. И. Мамайчук и изложена в научно-практическом пособии "Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития" Мамайчук И.И. Ильина М.Н. - С-Пб., 2004.

Прим. 6 При работе на первом и третьем этапах можно воспользоваться практическим пособием и альбомами "Рисующий гномик", Касицына М.А. - Москва, "Гном и Д", 2005г.

Прим. 7 Детей следует знакомить с различными видами конструкторов, отличающихся различными материалами и типами соединения, так как это способствует развитию мышления и воображения. Для возможности конструирования в свободное время в группе должно быть отведено специальное место, где кроме различных конструкторов должны быть мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Прим. 8 Задания на соединение прописных букв не дается, так как не известно, какую технику письма будет формировать учитель в школе. Следует учитывать, что детям с ЗПР больше подходит техника отрывного письма.

 

Вернуться на главную страницу.

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

дата последнего обновления -19 августа 2006 г.
дата последнего обновления - 5 марта 2009 г.

 

 


 

Hosted by uCoz