Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида
для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


Вернуться на главную страницу

Полный текст нормативного документа.


ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 17.02.2004 N 14-51-36/13 О МЕТОДИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АДАПТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13



Департамент общего и дошкольного образования Минобразования России направляет для использования в работе методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии бразования "Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе".

Руководитель Департамента
общего и дошкольного образования
А.В.БАРАННИКОВ





Приложение к письму Минобразования России
от 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АДАПТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных этапах обучения.
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу,
столь велики, что наиболее реальными и эффективными, по-видимому, могут быть только индивидуальные программы подготовки. Создание и разработка индивидуальных программ - чрезвычайно сложная задача, к которой современный педагог и школьный психолог мало подготовлены прежде всего потому, что не всегда хорошо знают функциональные возможности и возрастные особенности ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того, педагогу и психологу необходимо уметь выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки.

Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком - ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти
ступеньки, во многом зависит успешность последующей адаптации, эффективность обучения.

Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6 - 7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться". Варианты индивидуальной работы с ребенком при подготовке к школе могут быть самыми разнообразными, и их выбор зависит как от социально-экономических условий, от возможности родителей получить квалифицированную консультативную помощь, так и от квалификации специалистов, которые ведут подготовку к школе детей в учреждениях образования.

Индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно- значимых функций. Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций определяют следующие принципы:

1. Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других
функций.

3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном "подтягивании" дефицитарных (отстающих) функций.

5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

6. Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

7. Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе различны.

1-й вариант - занятия (2 - 3 раза в неделю) в учреждениях образования (детские сады, группы временного пребывания детей в детских садах, школы, дома творчества, центры дополнительного
образования, клубы, студии и т.п.). Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком. Занятия должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения: соответствие мебели, освещенности и т.п. В течение дня рекомендуется не больше трех занятий, каждое продолжительностью до 30 минут, с перерывами по 10 минут. В течение одного дня не рекомендуется больше трех занятий.
2-й вариант - занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни). Эта система работы предусматривает предварительное обучение взрослых на краткосрочных курсах и возможность систематической консультации. Такие курсы целесообразно организовать на базе центров развития, психолого-медико-социальных центров, где различные специалисты способны оказать родителям необходимую помощь. Работа с родителями особенно эффективна в тех случаях, когда пребывание ребенка в коллективе затруднено из-за болезни или каких-либо других причин. Занятия дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2 - 3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда ребенок плохо себя чувствует, во время или после болезни.

3-й вариант - группы (5 - 7 детей) по подготовке к школе для детей с выраженной несформированностью школьно-значимых функций (но интеллектуально сохраненных, не подлежащих специальному обучению) при психолого-медико-социальных, психологических центрах. Предлагая различные формы индивидуальной подготовки детей к школе, мы учитываем реальные данные о состоянии здоровья и функциональном развитии дошкольников. Еще раз напомним некоторые сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы:

- 80 - 90% детей 6 - 7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья;
- 18 - 20% детей 6 - 7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
- около 60% детей 6 - 7 лет имеют нарушения речевого развития; - около 35% детей 6 - 7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;
- более 30% детей 6 - 7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений;
- более 70% детей 6 - 7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций);
- примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;
- около 25% детей имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).

В основе большинства дефицитов в развитии у детей 6 - 7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Все эти данные свидетельствуют о необходимости
индивидуальной работы с ребенком на самых интенсивных этапах развития (от 4 до 6 - 7 лет), когда еще нет школьных нагрузок. Опыт показывает, что перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Такую систему работы мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.

Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость. Для разработки индивидуальной адаптивной программы развития ребенка необходимо выделить факторы риска в его развитии. Эту работу может провести педагог либо педагог и психолог. В трудных случаях необходима консультация и помощь в составлении программы врача-педиатра, психоневролога, логопеда, нейропсихолога. Можно выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной программы:

I этап - диагностика функционального развития и выделение факторов риска.По результатам обследования выделяются: Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс неврозоподобных расстройств - нарушение сна, тики, страхи и т.п.).
Неспецифические факторы риска, как правило, лежат в основе нарушения организации деятельности и требуют специальной организации работы с ребенком. Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных (школьно-значимых) функций, таких как речевое развитие, моторное развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции. Компенсация специфических факторов риска возможна при систематических целенаправленных занятиях.

II этап - четкое определение целей и задач индивидуальной программы.

III этап - составление индивидуального плана работы.

IV этап - разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).
Разработку индивидуальных программ развития и индивидуальную работу с каждым ребенком по подготовке к школе обеспечивает комплект "Ступеньки к школе", который подготовлен специалистами Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой и включает тетради для занятий с детьми и методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов.

 

 

Институт возрастной физиологии Российской академии образования


Вернуться на главную страницу

Вернуться к списку документов

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 5 марта 2009 г.

 

 

 

.


Hosted by uCoz