|
Настоящее
методическое письмо разработано с целью упорядочения организации деятельности
образовательных учреждений, в которых одновременно осуществляется обучение,
воспитание детей дошкольного и школьного возраста. В письме раскрываются
вопросы организации взаимодействия общеобразовательных и дошкольных учреждений,
а также ориентиры преемственности обучения детей. Взаимодействие дошкольных и общеобразовательных учреждений может осуществляться в нескольких вариантах. Первый вариант. Образовательное учреждение реализует несколько общеобразовательных программ: дошкольного образования и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, получив на это соответствующую лицензию. В своей деятельности такое образовательное учреждение руководствуется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации. Такой опыт в России имеет место с 1984 г., когда, преимущественно в сельской местности, стали создаваться учебно-воспитательные учреждения "школа-детский сад". Их возникновение было обусловлено отсутствием необходимого для открытия дошкольного образовательного учреждения контингента детей дошкольного возраста или отсутствием дошкольных учреждений и наличием свободных площадей в общеобразовательном учреждении. В последние годы в связи с изменением социально-экономической ситуации, сокращением контингента детей в дошкольных учреждениях, высвобождением площадей в них и необходимостью улучшения условий обучения школьников, которые учатся в две-три смены, чаще стали открываться классы начального общего образования в дошкольном образовательном учреждении. Многолетняя практика работы учебно-воспитательных учреждений "школа-детский сад" позволяет сделать вывод, что реализация образовательным учреждением нескольких общеобразовательных программ, включая и программу дошкольного образования, оправдана только в случае наличия в нем соответствующих условий для воспитания и обучения детей как дошкольного, так и школьного возраста. Поэтому при создании экспертной комиссии на этапе лицензирования такого образовательного учреждения необходимо включать в ее состав на паритетных началах специалистов в области дошкольного и общего образования. Аттестация и государственная аккредитация названных образовательных учреждений осуществляется в порядке, установленном законом. Установление соответствия требованиям федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, определяющих в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (п. 1 ст. 7 Закона РФ "Об образовании), должно проходить отдельно для групп и классов, в которых воспитываются и обучаются в одном случае дети дошкольного возраста, а в другом - школьного возраста. При проведении аттестации предъявление требований к уровню подготовки обучающихся, квалиметрия знаний допускаются только для детей школьного возраста. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке должны входить специалисты как в области дошкольного, так и в области общего образования. Особого внимания учредителя образовательного учреждения, реализующего две программы - дошкольного и начального общего образования, требует подбор специалистов на должности руководителя учреждения и его заместителя по учебно-воспитательной работе. Один из них должен быть специалистом в области начального образования, другой - в области дошкольного образования. Образовательное учреждение в соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" самостоятельно устанавливает штатное расписание с учетом наличия средств на содержание учреждения, реализуемых программ, учебного плана, особенностей комплектования детьми, кадрами. Количество групп и классов устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса. Предельная наполняемость групп и классов определена соответствующими типовыми положениями о дошкольном образовательном учреждении и об общеобразовательном учреждении и может изменяться в сторону сокращения при условии выделения учредителем дополнительных ассигнований на их содержание. В группы дошкольного образования принимаются дети в порядке, установленном Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации. Конкурсный отбор в группы детей дошкольного возраста не допускается. В первый классы переводятся дети из групп дошкольного образования по заявлению родителей (или лиц, их заменяющих). При наличии вакантных мест в классы начального общего образования принимаются дети, не посещавшие ранее данное учреждение. Прием обучающихся на вторую ступень общего образования производится без дополнительной аттестации на основе документа об успеваемости, выданного образовательным учреждением, осуществляющим начальное общее образование. Образовательное учреждение, реализующее наряду с программой дошкольного образования программу начального общего образования, может заключить с общеобразовательным учреждением договор, предусматривающий порядок приема в них детей, возможность участия в образовательном процессе учителей общеобразовательного учреждения и воспитателей дошкольного учреждения, организацию совместных досугов и др. Финансирование образовательного учреждения, реализующего две программы - дошкольного и начального общего образования, производится в соответствии с учрежденной в установленном порядке единой годовой сметой, предусматривающей поквартальную разбивку и выделение отдельных расходов по классам и группам детей дошкольного возраста на основе государственного и местного нормативов финансирования, определяемых на одного обучающегося, воспитанника. Плата родителей за содержание детей в группах дошкольного образования взимается в установленном порядке. Разница между затратами на содержание обучающегося в общеобразовательном учреждении и в образовательном учреждении, реализующем наряду с программой дошкольного образования программу начального общего образования, оплачивается родителями (лицами, их заменяющими) или учредителями. Первый вариант взаимодействия образовательных учреждений получает все большее развитие. Наиболее эффективные результаты наблюдаются в таких учреждениях при обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Безболезненно проходит социальная адаптация детей, более успешно осуществляется коррекция отклонений в их развитии. В ряде территорий РФ образовательные учреждения, реализующие две образовательные программы (дошкольного и начального общего образования), функционируют как экспериментальные площадки по апробации авторских программ и технологий, направленных на физическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников и обучающихся. Второй вариант. Начальные классы общеобразовательного учреждения размещаются в дошкольном образовательном учреждении, которое выделяет помещения, необходимые для организации обучения и отдыха обучающихся. Между образовательными учреждениями заключается соответствующий договор. Третий вариант. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется на основе объединения их в комплексы. Руководствуясь п. 8 ст. 12 Закона РФ "Об образовании", образовательные учреждения на добровольной основе могут создавать комплексы, в том числе с участием учреждений, предприятий и организаций, которые вместе с образовательными учреждениями становятся учредителями комплекса. Комплекс имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании своего Устава. Права юридического лица у комплекса возникают с момента его регистрации. Учредители комплекса участвуют в его управлении через советы и другие органы в порядке, установленном Учредительным договором и Уставом комплекса. Учреждения, предприятия, организации, входящие в состав комплекса, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы комплекса не обладают распорядительной властью в отношении учреждений, предприятий, организаций, входящих в состав комплекса, и выполняют свои функции на основании договоров с ними. |
При создании комплекса
следует иметь в виду, что образовательные учреждения вправе участвовать
в уставных фондах различных объединений и предприятий только своей собственностью.
Образовательному учреждению согласно п. 7 ст. 39 Закона РФ "Об образовании"
принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные
объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами
в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального
и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также
доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные
на эти доходы объекты собственности. Заместитель министра А.Г.Асмолов |
|
Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а. |
тел.
(499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru
|
Обновлено 5 марта 2009 г.
.