Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида
для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


Вернуться на главную страницу

Полный текст нормативного документа.


О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи
с безнадзорными детьми.


Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.98 № 7/2




Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления реабилитационной работы и специального образования Д.С. Шилова, коллегия констатирует, что за последние годы в Российской Федерации отмечается увеличение количества безнадзорных детей, нуждающихся в помощи государства.

По данным МВД России, в 1997 г. сотрудниками органов внутренних дел выявлено 63,6 тыс. безнадзорных несовершеннолетних, что на 9% больше, чем в 1996 году.
Одной из причин роста количества безнадзорных детей является семейное неблагополучие. Обостряется проблема социального сиротства. Число лиц, лишенных родительских прав, возросло за последние 5 лет в три раза (с 11 до 35 тыс.). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей.

В настоящее время сохраняется практика отчисления обучающихся, воспитанников и самовольного оставления ими по разным причинам образовательных учреждений, что также ведет к увеличению количества безнадзорных детей и совершению ими правонарушений.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и преодолению сложившейся ситуации, наряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения - центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (далее - ППМС-центры). Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка.

Основой деятельности ППМС-центров является профилактика и предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека.
В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики.

Ориентация на лучшие качества ребенка - главный отличительный признак гуманистической педагогики. Знать ребенка, уважать его достоинство, верить в его собственные силы и возможности, создавать условия для его самосовершенствования - эти основные идеи гуманистической педагогики К.Д. Ушинского остаются актуальными и сегодня.
Принципы гуманистической педагогики реализуют в своей работе с безнадзорными детьми ППМС-центры Москвы,
Московской области, Санкт-Петербурга, г. Губкина Белгородской области, г. Екатеринбурга, Архангельской, Курганской, Орловской, Ростовской, Псковской, Тюменской, Ярославской областей, Хабаровского края, других регионов России.

В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями деятельности центров являются психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Одним из важных направлений деятельности ППМС-центров является оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, работа с неорганизованными детьми индивидуально и в группах краткосрочного пребывания. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с детьми группы риска занимают те ППМС-центры, в которых имеются приюты (стационары).

ППМС-центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с образовательными учреждениями, семьей, учреждениями социальной зашиты, органами здравоохранения, правоохранительными органами и другими службами.

Значительную роль в деятельности ППМС-центров играют психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие достижения детской, возрастной, педагогической психологии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность специалистов центров и родителей формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества, восстанавливает эмоциональную сферу. Многие ППМС-центры непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно используются различные формы и методы коррекционно-развивающего обучения. Большую роль в социально-педагогической реабилитации детей с девиантным доведением, профилактике их безнадзорности и трудовое обучение. При многих ППМС-центрах функционируют учебно-производственные мастерские, где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.
Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС-центров, особенно по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, детской безнадзорности, требует соответствующей профессиональной подготовки кадров. Многие ППМС-центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую подготовку, способствуя их поэтапному профессиональному продвижению.

Таким образом, в настоящее время ППМС-центры решают проблемы десятков тысяч детей, которые по разным причинам оказались вне школы или могут оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь и поддержка.
Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями развития и ощутимыми результатами работы ППМС-центров, имеются проблемы, требующие своего решения. Особо актуальной в настоящее время является разработка и утверждение нормативно-правовой базы деятельности ППМС-центров. В номенклатуру образовательных учреждений ППМС-центры не включены из-за отсутствия Типового положения. Статус специалистов центров требует более четкого юридического определения.

Острой является потребность в совершенствовании системы подготовки кадров для ППМС-центров. В ряде случаев ППМС-центры не имеют договоров с образовательными учреждениями для проведения совместной работы с детьми и подростками по профилактике их школьной дезадаптации, безнадзорности и правонарушений, недостаточно взаимодействуют с другими составляющими реабилитационной службы в образовании.
Профилактическая деятельность образовательных учреждений не получает необходимой научно-методической поддержки. Недостаточно используется опыт работы ППМС-центров при организации педагогической практики студентов, повышении квалификации психологов, социальных и коррекционных педагогов, других специалистов.
Нуждается в качественном улучшении и система информационного обеспечения ППМС-центров. Требуемая информация чаще всего оказывается недоступной для тех, кто в ней более всего нуждается, - для родителей детей и педагогов. Особую тревогу вызывает рассогласованность действий в этом направлении различных ведомств, обеспечивающих поддержку детей группы риска.

Необходима разработка и утверждение образцов отчетной документации, критериев оценки деятельности ППМС-центров. Действующие нормативы труда для многих категорий работников ППМС-центров, вследствие давности сроков их принятия, не всегда соответствуют сложности работы сотрудников в новом типе Учреждения с учетом специфики контингента дезадаптированных детей и подростков. Во многих ППМС-центрах остро стоит проблема оснащенности материально-технической базы, укомплектования кадрами, особенно социальных педагогов и юристов.

Коллегия решила:

1. Одобрить работу центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми и их деятельность по профилактике школьной и социальной дезадаптации.

2. Отметить, что содержание и результативность работы ППМС-центров по психолого-педагоги ческой реабилитации несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности подтверждают необходимость развития сети учреждений указанного типа в действующей системе образования.

3. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шилову):

3.1. Направить до 30.06.98 справку о работе ППМС-центров с безнадзорными детьми в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для ознакомления и использования на практике.

3.2. С целью обобщения и распространения опыта работы с безнадзорными детьми Хабаровского городского экспериментального Центра педагогической реабилитации провести в октябре 1998 года на базе указанного Центра Всероссийское совещание-семинар директоров центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.

3.3. Совместно с Управлением образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестаковым), Отделом повышения квалификации и переподготовки специалистов (В.В. Безлепкиным) до 01.10.98 подготовить предложения по совершенствованию содержания подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров в вопросах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности ребенка.

3.4. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации до 01.12.98 разработать критерии эффективности деятельности ППМС-центров.

4. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

4.1. Определить меры по развитию сети ППМС-центров, укреплению их материально-технической базы и укомплектованию кадрами, совершенствованию деятельности на основе договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями и межведомственного взаимодействия.

4.2. Рекомендовать центрам психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям считать сферой особого внимания решение проблем по предупреждению дезадаптации детей в образовательных учреждениях и их безнадзорности; поддержку семьи и ребенка в проблемных ситуациях; комплексное индивидуальное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития личности ребенка, направленное на его адаптацию в социуме.

4.3. С целью создания системы мер по профилактике школьной и (социальной дезадаптации повысить ответственность руководителей .образовательных учреждений за сохранность контингента обучающихся, воспитанников, не оставлять без внимания каждый случай самовольного оставления детьми образовательных учреждений, организацию их занятости в летний период.

4.4. Обратить предметное внимание на работу с семьями группы риска, установить их постоянное патронирование, на межведомственной основе разработать и приступить к реализации комплексной программы "Семья".

4.5. Организовать работу по повышению квалификации и переподготовке кадров специалистов ППМС-центров на базе институтов повышения квалификации работников образования по вопросам предупреждения школьной и социальной дезадаптации обучающихся, оказания им профессиональной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

4.6. При наличии достаточной сети ППМС-центров использовать опыт органов управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга по созданию в регионах советов директоров ППМС-центров для координации их деятельности и обмена опытом работы.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

Первый заместитель Министра
В.М.Жураковский


Вернуться на главную страницу

Вернуться к списку документов

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 5 марта 2009 г.

 

 

 

.

Hosted by uCoz