Полный текст нормативного документа.
Об учителях-логопедах
и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98.
№ 20-58-07ин/20-4)
В связи
с многочисленными обращениями руководящих и педагогических работников
учреждений образования по вопросам оплаты труда, продолжительности
отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и др. учителям-логопедам
и педагогам-психологам Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации сообщает следующее:
Ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных
учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается
за 20 часов педагогической работы в неделю, а педагогов-психологов
- за 36 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения,
в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую
деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических
консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной
платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.
В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой
по должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России
(постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной
приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995
г. № 622/1646 (Отменен. Постановлением Минтруда
России от 17.08.95 № 46 в редакции постановления от 22.11.95 N 65
направлено письмом Минобразования России от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5.),
оплата труда педагогов - психологов производится в диапазоне 7-14
разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавливаются
в зависимости от образования и стажа педагогической работы или стажа
работы по специальности (т.е. если, кроме педагогического стажа, имеется
стаж по специальности, то учитывается и тот, и другой стаж), а 12-14
разряды - в зависимости от квалификационной категории, полученной
по результатам аттестации.
На основании тарифно-квалификационной характеристики по должности
учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (постановление
Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46) и утвержденной приказом
Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. №
463/1268 (Отменен), оплата труда
учителей-логопедов осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой
тарифной сетки. При этом 8-12 разряды учителям-логопедам образовательных
учреждений устанавливаются в зависимости от наличия высшего дефектологического
образования и стажа педагогической работы, а 12-14 разряды - в зависимости
от квалификационной категории, установленной в результате аттестации.
Кроме того, оплата труда по 12 разряду учителей-логопедов психолого-медико-педагогических
консультаций может производиться при наличии высшего профессионального
образования, и стажа работы в ПМПК не менее 3 лет, по 13 разряду -
при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в
ПМПК не менее 5 лет, по 14 разряду - при наличии высшего профессионального
образования и стажа работы в ПМК не менее 10 лет.
В то же время пунктом 7 общих положений Тарифно-квалификационных
характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования
Российской Федерации установлено, что лицам, не имеющим соответствующих
образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями,
но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим качественно
и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации
аттестационной комиссии учреждения в порядке исключения может быть
установлен такой же разряд по оплате труда (до 12 разряда включительно),
как и лицам, имеющим требуемые образование и стаж работы .
Пунктом 3.2 Типового положения об аттестации педагогических
и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений
и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом
Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 № 256, (Утратило
силу. Новую редакцию Положения см.: Образование в документах. Межведомственный
информационный бюллетень. 2000. № 17.С.46-54.) предусмотрено,
что работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования,
заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать
на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении
аттестации.
Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993
г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) , за работу в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для
детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные
оклады) работников повышаются на 15-20 процентов.
Конкретный перечень работников и размер повышения ставок
заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных
учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется
образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности
общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.
За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи,
ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15- 20 процентов.
Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений
в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения
в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится
только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
В соответствии с п.57 Инструкции о порядке исчисления
заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства
просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94, повышения ставок заработной
платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих
отклонения в развитии, образуют новые ставки заработной платы при
всех расчетах, связанных с оплатой труда.
Законом Российской Федерации "Об образовании" (статья
54, п. 4) образовательному учреждению предоставлено право в пределах
имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного
учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий
и других мер материального стимулирования.
Продолжительность отпуска учителей-логопедов, в том числе учителей-логопедов
психолого-медико-педагогических консультаций, составляет 56 календарных
дней. Педагоги-психологи, работающие в школах, школах-интернатах,
детских домах, учреждениях начального и среднего профессионального
образования, в специальных дошкольных образовательных .учреждениях
и в психолого-медико-педагогических консультациях, пользуются отпуском
продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-психологи, работающие
в дошкольных образовательных учреждениях общего вида, имеют отпуск
в 42 календарных дня (основание: постановление Правительства Российской
Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052). (Применяется
в редакции постановлений Правительства РФ от 22.09.99 № 1067, от 20.03.2000
№ 240 и от 01.02.2001 № 79.)
Статьей 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"
пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях
для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров
РСФСР от 06.09.91 № 463 (с изменениями и дополнениями, внесенными
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № 953).
В указанный Список не включены педагоги-психологи и многие другие
педагогические работники. (В редакции, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 № 79, должность педагога-психолога
включена в указанный Список.)
Минобразования России по вопросу расширения Списка профессий и должностей
работников народного образования, имеющих право на пенсию за выслугу
лет, неоднократно обращалось в Правительство Российской Федерации.
Однако Минфин, Минтруд и Пенсионный фонд России, рассматривавшие наши
предложения по поручению Правительства, давали на них отрицательные
заключения.
В целях сокращения поступления писем по вышеуказанным
вопросам от учителей-логопедов и педагогов-психологов просим довести
настоящее письмо до руководителей учреждений образования для ознакомления
педагогических работников.
Заместитель министра В.А. Таланов
Дополнительные
документы по теме:
Образование в
документах. 2002. № 1. С.82-85.
Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень.
2001.№ 13. С. 15-17.
Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень.
2001.№ 12.С.18-19.
Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень.
2000. № 12. С.8.
Образование в документах. 1997. №11. С.88-90.
Образование в документах. 1995. №6. С.75-78.
Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень.
2001. №6. С. 86.