Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


МППКГлавная страница > Организация работы в нашем д/с > Особенности организации деятельности специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР > Коррекционно - развивающий блок


Содержание

Организация работы в нашем д/с
Диагностический
Физкультурно-оздоровительный
Воспитательно-образовательный
Коррекционно-развивающий
Социально-педагогический

 

Реализация задач коррекционно-развивающего блока.

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно - оздоровительной, образовательно-воспитательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.

Возникает необходимость в конструировании и реализации "уровневых программ", что позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.
В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно - развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).
Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.
На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического
базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:
· стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности;
· развитие общей и ручной моторики;
· развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
· обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия
· развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как
- выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
- способность к концентрации и к распределению внимания;
· готовность к сотрудничеству со взрослым;
· стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности,
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие речи и коммуникативной деятельности;
- формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов).
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:
- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
- развитие социальных эмоций;
- создание условий для развития самосознания и самооценки;
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:
- развитие сферы образов-представлений;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей;
- совершенствование мнестической деятельности;
- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.

Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:
- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Формирование ведущих видов деятельности предполагает:
- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности ; [Примечание]
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- развитие игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, психологом, логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др.
В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия, которые проводят педагоги-специалисты: учитель-дефектолог, логопед, психолог. Возможно привлечение других специалистов: нейропсихолога, игротерапевта, преподавателя ритмики и др.
Планируется проведение специальных психо-коррекционных занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Такие занятия проводит психолог. При этом могут использоваться средства артпедагогики и арттерапии.

Примечание.
С программой формирования компонентов учебной деятельности можно ознакомиться в монографии Н.Ю. Боряковой "Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития", М., "Альфа", 2003.

 

Вернуться на главную страницу.

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

дата последнего обновления - 5 марта 2009 г.

 

 


 

Hosted by uCoz