Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


МППКГлавная страница > Организация работы в нашем д/с > Особенности организации деятельности специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР > Воспитательно - образовательный блок


Содержание

Организация работы в нашем д/с
Диагностический
Физкультурно-оздоровительный
Воспитательно-образовательный
Коррекционно-развивающий
Социально-педагогический


Реализация задач воспитательно-образовательного блока.

В рамках воспитательно-образовательного блока решаются педагогические задачи, заложенные в "Образовательной программе" детского сада, которые согласуются с линиями развития дошкольника. Эти задачи реализуются через создание специальных условий, занятия в рамках учебного плана, организацию основных дошкольных видов деятельности, через режимные моменты. В содержании "Образовательной программы" можно выделить несколько разделов.

Физическое развитие и физическое воспитание.

Социально-нравственное развитие.

Познавательное развитие.

Эстетическое развитие.

Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности.


Социально-нравственное развитие.

Задачи социально-нравственного развития - важный аспект деятельности детского сада для детей с ЗПР. Заложенные в "Образовательной программе" задачи реализуются на следующих занятиях, предусмотренных учебным планом.
- "Социальное развитие" в старшей и подготовительной группе. Проводит воспитатель.
- "Ознакомление с окружающим миром" - часть тем занятий этого вида посвящена ознакомлению с правилами социальных отношений людей, ознакомлению с профессиями, с некоторыми историческими сведениями. Детям дают элементарные сведения о строении и функционировании человеческого организма, знакомят с основами правилами безопасности жизни (ОБЖ) и др. Занятия проводит учитель-дефектолог.
- "Ознакомление с художественной литературой" - основным содержанием этих занятий является чтение детям специально подобранных детских произведений с их последующим обсуждением. Занятия проводит воспитатель.
- На специальных коррекционно-развивающих занятиях по развитию эмоционально-личностной сферы детей, в том числе и средствами артпедагогики ("коррекционный театр"). Занятие проводит педагог-психолог и руководитель театральной студии.
- Через режимные моменты (в младшей группе) и в специально спроектированных играх и ситуациях (в средней группе). Занятие проводит воспитатель.
- Через сюжетно-ролевую игру, как модель социальных отношений. Занятие проводит воспитатель.
- Через взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания (изучение микросоциальных отношений в семье, беседы с родителями, тематические занятия и др.). Данную работу проводят все специалисты и воспитатели по разработанному плану.
- Через взаимодействие с органами социальной опеки.

Познавательное развитие.
Задачи познавательного развития реализуются через следующие направления:
- Сенсорное воспитание.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Формирование школьнозночимых умений и функций: способности к планированию и произвольной регуляции деятельности, моделированию и замещению, графо-моторных навыков и др.)
Задачи сенсорного воспитания реализуются на занятиях ("Изобразительная деятельность", "Ознакомление с окружающим миром", "Музыка" и др.), через дидактическую игру и подвижную игру, средствами специальной развивающей среды (сенсорные уголки).
Ознакомление с окружающим миром осуществляется на занятии "Ознакомление с окружающем миром", тематические беседы и экскурсии, знакомство с специально подобранной детской литературой и иллюстративным и наглядно-практическим материалом, через игру.
Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами игры.
Задача развития речи является одной из ведущих образовательных задач, поэтому она решается практически на каждом занятии и в свободной деятельности детей. Но в "Учебном плане" есть занятия, на которых задача развития речи является ведущей - это "Ознакомление с окружающем миром и развитие речи", "Развитие речи", "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте". Педагоги стимулируют развитие диалогической речи через сюжетную, театрализованную и дидактическую игру, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых событий: первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др.
Подготовка к обучению грамоте осуществляется на специальных занятиях. В старшей группе - это "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте", в подготовительной - "Подготовка к обучению грамоте".
Задачи формирования школьнозночимых умений и функций практически реализуются на всех занятиях "Учебного плана", но на каждом из занятий можно выделить приоритетные задачи. Так графомоторные навыки в большей степени формируются на занятиях по рисованию, математике, грамоте, ознакомлению с окружающим миром. На занятиях по изобразительной деятельности (особенно на занятиях по аппликации) и конструированию развивается способность к планированию и произвольной регуляции деятельности. На занятиях по развитию элементарных математических представлений (опора на схему, таблицы, условные обозначения), конструированию (схемы построек, планы, макеты), грамоте (заместители звуков, схемы слов и предложений), развитию речи (схемы планов рассказа) развивается способность к моделированию и замещению.

Эстетическое развитие.
Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность:
- музыкальное воспитание,
- театрализованная деятельность,
- ознакомление с художественной литературой,
- эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности.
Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры.
- Игры драматизации.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
Изобразительная и продуктивная деятельность.
- Лепка.
- Аппликация.
- Рисование.
- Комбинированная изобразительная деятельность с использованием бросового материала.
Конструирование и моделирование.
- Из строительного материала.
- ЛЕГО-конструкторы и другие виды конструкторов [Примечание].
- Изготовление планов и карт.
- Оригами.
Элементарная трудовая деятельность.
- Формирование навыков самообслуживания.
- Хозяйственно-бытовой труд.
- Труд в природе.
- Ручной труд (работа с тканью, природным материалом).
Реализация задач воспитательно-образовательного блока осуществляется на специальных занятиях, отраженных в "Учебном плане". Большинство занятий построены по взаимопроникающему принципу. Это означает, что, например, на занятии по "Развитию элементарных математических представлений", помимо основных, решаются и задачи развития речи, формирования графомоторных навыков, конструирования, развития познавательных процессов и др. Некоторые направления входят отдельными компонентами практически во все занятия и деятельность детей. Например, сенсорное воспитание, развитие тонкой моторики и графических навыков, формирование школьнозночимых умений.
Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации), экспериментирование, в условиях специально оборудованной лаборатории, моделирование и другие виды работы.

Примечание.

.На наш взгляд, детей следует знакомить с различными видами конструкторов, которые отличаются и материалом, и типом соединения, так как это способствует развитию мышления и творчества. Для возможности конструирования в свободное время, в группе должно быть отведено специальное место, где, кроме различных конструкторов, должны быть мелкие игрушки для обыгрывания построек.

 

Вернуться на главную страницу.

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

дата последнего обновления - 5 марта 2009 г.

 

 

.

Hosted by uCoz