Клуб заботливых родителей

неофициального сайта московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.


Родителям > Ответы на часто задаваемые вопросы.

На Главную страницу сайта

К списку разделов Клуба

 

Здесь собраны ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые родителями детей нашего детского сада, а также на вопросы, задаваемые в нашей конференции и по телефону.

 

Если моему ребенку поставили ЗПР, возьмут ли его потом в обычную школу?

Формально - да, обязаны взять. Но лучше ли это будет именно для Вашего ребенка, - решать Вам.

1. В настоящий момент большинство детей начинают учиться с 6, 5 - 7 лет. Чтобы начать учиться, достаточно обратиться в школу, к которой прикреплен ваш дом. На основании "Закона об образовании" вам не могут отказать в приеме вашего ребенка.

2. Если ребенок посещал коррекционную группу или сад для детей с ЗПР, это не является препятствием для поступления в общеобразовательную школу. Наоборот, чем больше времени провел ребенок в специальных коррекционных условиях, тем больше вероятность полного преодоления задержки психического развития (естественно, это зависит от выраженности задержки и характера сопутствующих осложнений). Большинство детей из нашего детского сада поступают в массовую школу и успешно учатся.

3. При записи ребенка в первый класс единственный документ, который оформляется детским садом, - медицинская карта. Вы должны знать, что в ней не предусмотрено даже место, где бы отражались особенности психического развития ребенка. (Исключение составляет речевое развитие). Врач-психиатр не делает записей в карте, его информация является закрытой и не разглашается. (Информации о состоянии психического здоровья охраняется законом, она может быть передана другому лицу только с согласия родителей).

4. В отдельных случаях специалисты коррекционного детского сада могут рекомендовать продолжить обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения (КРО). Это может быть в случае недостаточности времени для преодоления отставания к моменту поступления в школу. Например, когда ребенок с так называемой "выраженной задержкой" поступил в коррекционную группу слишком поздно, за год до школы. Или в случае, когда у ребенка осложненная форма ЗПР. На психолого-педагогическом консилиуме специалисты объясняют родителям, какие проблемы могут возникнуть у их ребенка во время обучения в классе с большой наполняемостью, где нет возможности учесть индивидуальные особенности ребенка, оказать необходимую помощь. Обычно рекомендации по дальнейшему обучению ребенка специалисты делают за 2 -3 месяца до начала записи детей в школу, давая родителям возможность подумать перед принятием решения. Чтобы утвердиться в своем выборе, родители могут дополнительно проконсультироваться у специалистов Центров медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков.

5. Право принятия решения, где дальше будет обучаться ребенок, принадлежит только родителям.
Ели родители решили воспользоваться услугами класса КРО, необходимо обратиться в районную ПМПК для получения направления. В школе, для зачисления ребенка в класс КРО, родителям достаточно написать заявление и приложить к нему полученное направление.
Если ребенок поступает в класс КРО или другое коррекционное образовательное учреждение, школа вправе запросить психолого-педагогическую характеристику из детского сада. Это нужно для обеспечения преемственности в коррекционной работе. На основании этого письменного запроса родители могут получить в детском саду эту характеристику.
Ни в каких других случаях детский сад никаких характеристик не выдает.

Ответ подготовила ст. специалист по коррекционной работе
Касицына Марина Александровна.

 

Как лечить ЗПР?

Сначала мне этот вопрос показался странным. Лечат болезнь. В Международном классификаторе болезней (МКБ-10) диагноза "ЗПР" нет. Но, сделав запрос "лечение ЗПР" в поисковой системе ИНТЕРНЕТа, я обнаружила более 10000 ссылок. Следовательно, вопрос имеет право на существование, но было бы правильнее задать его так: "Как преодолеть ЗПР?".


Задержка психического развития (ЗПР) у детей является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, например гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания…
Огромное влияние на развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье, особенно в первые три-четыре года. Естественно, вопрос "воспитания" понимается в широком смысле. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.
Нарушение гармоничности развития ребенка, особенно в раннем и младшем возрасте, и приводит к отклонениям в развитии, в том числе к задержке и психического развития.
В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Например, это может быть специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР, в котором службе психолого-педагогического сопровождения отводится значительное место. Специалисты "службы" осуществляют коррекцию развития детей, определяют ее эффективность.
Почему же часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.

Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров.

Пример1. Решением ПМПК Юля была зачислена в диагностическую группу для детей от 2,5 до 4 лет. Психолого-педагогическое обследование выявило значительное отставание в развитии. Девочка не говорила, действия с предметами носили нецеленаправленный характер (манипулировала предметами), у нее не были сформированы элементарные навыки опрятности, представления о цвете, форме, величине имели крайне низкий уровень, девочка не говорила. Педагоги испытывали значительные трудности в общении с ребенком: она не слушала и не реагировала на обращения, плохо ела, не спала. Часто была агрессивна, двигательно расторможена. Через некоторое время удалось привлечь ее к занятиям. Постепенно Юле стало нравиться заниматься, она стала давать явную динамку в своем развитии. Однако продуктивно заниматься с ней возможно было только короткие промежутки времени: 3-4 минуты. После занятий воспитатели отмечали у нее увеличение двигательной расторможенности, она кричала, бесцельно бегала по группе, наталкиваясь на детей. Отмечалось значительное потемнение вокруг глаз.
При этом следует отметить, что мама девочки категорически отказывалась показать ее врачу. Через какое-то время все же удалось убедить показать Юлю врачам. Обследование выявило, что у девочки было осеннее обострение гидроцефального-гипертензионного синдрома и требовалось срочное медицинское вмешательство.
Лечение значительно облегчило состояние ребенка, открыло возможность продуктивно оказывать ей психолого-педагогическую помощь.
Увидев очевидные изменения, мама стала более активно взаимодействовать со специалистами детского сада и по показаниям пролечивать ребенка в санатории.
Результат порадовал всех: и родителей и педагогов. Юля успешно прошла собеседование в школе и сейчас уже учится в восьмом классе общеобразовательной школы.

Пример 2. Решением ПМПК Игорь был зачислен в диагностическую группу. Обследование выявило снижение моторных функций, отсутствие речи, ребенок мало знал и умел. Но не это особенно беспокоило педагогов и (к счастью) маму. У ребенка отмечалась повышенная агрессивность к детям. Было ощущение, что его очень раздражают дети. При этом на занятиях он с удовольствием занимался и давал динамику в интеллектуальном развитии. Однако продолжал испытывать значительные трудности при выполнении заданий на координацию, точность и плавность движений. Эти же проблемы отмечались и в артикуляционной моторике.
Медицинское обследование выявило ММД, дистонию, высокую эпиготовность. Медикаментозная помощь и психолого-педагогическая коррекция дали хорошие результаты. Сейчас Игорь учится в седьмом классе общеобразовательной школы. Учится без троек.

Пример 3. Решением ПМПК Денис был зачислен в младшую группу. Мальчик тихий, замкнутый, быстро утомлялся, избегал речи. Было проведено обследование и составлен план работы. Но динамика не удовлетворяла специалистов детского сада. Потенциальные возможности ребенка были выше реальных результатов. Особенно беспокоили низкий уровень речевого развития и снижение работоспособности.
По рекомендации специалистов мама показала ребенка детскому психиатру. Врач назначила поддерживающею терапию. Через некоторое время педагоги стали отмечать, что Денис стал меньше уставать, лучше усваивать коррекционно-образовательный материал. Мальчик более активно стал пользоваться речью. И тут более зримо выявилась еще одна проблема - дизартрия. Особенно сложно было логопеду при работе с языком. Посторонний предмет во рту (шпатель, логопедический зонд или палец логопеда) вызывал рвотный рефлекс, что осложняло работу по коррекции звукопроизношения. Вновь потребовалась помощь врача. Принятие назначенного лекарства за пол часа до занятий с логопедом, сняло проблему гипертонуса языка, позволило своевременно скорректировать звукопроизношение.

И таких примеров столько, сколько детей в детском саду. Каждый случай индивидуален.
Практика работы нашего коррекционного детского сада показывает, что в последнее время большинству детей поступивших в детский сад, требуется та или иная медицинская помощь. И без нее мы не достигнем тех результатов, на которые могли бы рассчитывать.
Проиллюстрирую свои слова еще одной образной картинкой.

Представим сообщающийся сосуд, имеющий несколько отсеков: это соматическое и нервно-психическое здоровье, физическое и двигательное развитие, психическое и речевое развитие, личностное развитие. В каждый конкретный период времени сосуд вмещает определенный объем. Отлив из одной из частей, уровень восстановится за счет других частей. Так, болезни снижают общую работоспособность ребенка, физическая ослабленность снижает полезную двигательную активность, что приводит не только к недостатку кислорода, но и тормозит психическое развитие. Например, своевременное формирование пространственных представлений.
Педагоги часто слышат просьбы родителей: "Вы побольше занимайтесь с ребенком". Однако чрезмерная нагрузка (мера у каждого ребенка своя) также может навредить ребенку. У него на фоне повышенной нагрузки и требований не выдерживает и без того ослабленная нервная система. При этом в одних случаях срабатывают внутренние защитные механизмы: может произойти имитация простудного заболевания. У ребенка беспричинно может подняться температура, когда он собирается в детский сад, и нормализуется через некоторое время, как только ребенок осознает, что он остается дома, и к нему ни кто не будет приставать с занятиями.
В других случаях нервная система может не выдержать нагрузки: у ребенка могут начаться тики, энурез (недержание мочи), заикание, могут обостриться хронические болезни или запуститься новые.
Поэтому, работая с ребенком с ЗПР, очень важно дозировать нагрузку, организовывать "охранительный режим" в детском саду и дома. В некоторых случаях врачи рекомендуют родителям проводить поддерживающую медикаментозную (или другую) терапию на период адаптации его в детском саду или в весенние периоды, когда у детей отмечается наибольшая утомляемость.
Из выше изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или усложняют ее проявления.
В любом случае назначение и рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный результат коррекционной работы с их ребенком.

Ответ подготовила ст. специалист по коррекционной работе
Касицына Марина Александровна.

 

 

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Страничка создана 25.02.2007

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 5 марта 2009 г.

 

 


 

Hosted by uCoz