Клуб заботливых родителей

неофициального сайта московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.


Родителям > Ребенок в детском саду. Организация режима дня детей в детском саду.

На Главную страницу сайта

К списку разделов Клуба

Режим дня в специальном детском саду имеет свои особенности. Это связано с особенностями соматического и нервно-психического здоровья наших воспитанников. Важно определиться в видах нагрузки, распределить ее во времени, выбрать оптимальное сочетание видов деятельности. Необходимо предусмотреть все процедуры и занятия, позволяющие преодолеть задержку развития, социально адаптировать детей и подготовить их к школьному обучению. При этом необходимо сохранить формы и виды деятельности детей в дошкольный период их развития.

Для предупреждения гиподинамии в Режиме дня предусматриваются различные формы двигательной активности: игры различной подвижности, гимнастики, разминки, физминутки и т. д.
Режим дня имеет особое значение для развития детей, его четкое соблюдение особенно важно для детей с отставанием в развитии.

 

Режим дня в детском саду 908.

Режимные моменты
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовит
Прием детей, игры, индивидуальные коррекционные занятия
7.00 - 8. 10
7.00 - 8. 15
7.00 - 8. 00
7.00 - 8.00
Утренняя гимнастика , игра
8.10 - 8.20
8.15 - 8.25
8.00 - 8.30
8.00 - 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.20 - 8.45
8.25 - 8.45
8.30 - 8.50
8.30 - 8.50
Свободная деятельность, игры, подготовка к занятиям
8.45 - 9.00
8.45 - 9.00
8.50 - 9.00
8.50 - 9.00
Занятия согласно сетке занятий
9.00 - 10.05
9.00 - 10.05
9.00 - 10.35
9.00 - 10.50
Игры, индивидуальные коррекционные занятия
10.05 - 10.45
10.05 - 10.45
10.35- 11.00
10.50- 11.05
Подготовка к прогулке, прогулка
10.45 - 12.10
10.45 - 12.15
11.00 - 12.20
11.05 - 12.30
Подготовка к обеду, обед
12.10 - 12.40
12.15- 12.50
12.20 - 12.50
12.30 - 13.00
Подготовка ко сну, дневной сон
12.40 - 15.00
12.50- 15.00
12.50 - 15.00
13.00 - 14.50
Подъем, гимнастика пробуждения, воздушные ванны
15.00 - 15.10
15.00 - 15.10
15.00 - 15.10
14.50- 15.15
Свободная деятельность, игры,
15.10 - 15.25
15.10 - 15.25
15.10- 15.20
15.15- 15.20
Занятия согласно сетке занятий.
15.25 - 15.35
15.25 - 15.40
15.20- 15.40
15.20- 15.45
Подготовка к полднику, полдник
15.35 - 15.55
15.40 - 16.00
15.40 - 16.00
15.45 - 16.00
Игры, индивидуальные коррекционные занятия
15.55 - 16.15
16.00 - 16.20
16.00 -16.15
16.00- 16.15
Коррекционный час, (МПГ)
16.15 - 17.00
16.20 - 17.00
16.15 - 17.00
16.15 - 17.00
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
17.00 - 19.00
17.00 - 19.00
17.00 - 19.00
17.00 - 19.00

 

Начинает свою работу детский сад в 7.00. Для прихода детей отведен интервал от 7.00 до 8.15. Специфика специализированного детского сада требует от родителей обязательного общения с воспитателем. Приведя ребенка в сад, родители должны рассказать воспитателю об особенностях сегодняшнего состояния ребенка: как спал, настроение, самочувствие. Это нужно, чтобы педагоги учитывали текущее состояние ребенка при организации индивидуальной работы с ним и оценке его поведения. По мере прихода детей, воспитатели проводят индивидуальные занятия по рекомендациям специалистов группы и занятия по плану воспитательной работы.

В 8.15 проводится специальная коррекционная гимнастика, которая содержит как общеразвивающие, так и специальные упражнения - дыхательные, артикуляционные и упражнения для развития тонкой моторики. После гимнастики проводятся гигиенические процедуры, и дети садятся завтракать. 15 - 20 минут, которые остаются до плановых занятий, отводятся на игру и общение детей.
В некоторых случаях учитель-дефектолог или логопед начинает работу с детьми с 8.00 утра, занимаясь индивидуально или малыми группами. С одной стороны, это дает возможность специалисту изучать особенности развития ребенка во время его игры и общения со сверстниками и увеличивает плотность педагогического процесса с сохранением целостности прогулки и других режимных моментов. А с другой стороны, это позволяет специалистам чаще встречаться с родителями воспитанников, чтобы объяснить или прокомментировать конкретные упражнения и задания, которые родители выполняют с детьми дома, продемонстрировать достижения ребенка.

В 9.00 начинаются занятия по "учебному плану" детского сада.
Первые два занятия по "учебному плану" проводят учитель-дефектолог и воспитатель, занимаясь с детьми по подгруппам. Например, с одной подгруппой занятие по развитию элементарных математических представлений проводит учитель-дефектолог. Одновременно с ним воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности со второй подгруппой. Затем после короткого перерыва (10 мин.) происходит смена подгрупп.
Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура, или коррекционная ритмика.
После подгрупповых занятий учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по плану индивидуальной работы с ребенком. Занятия длятся от 5 до15 минут в зависимости от возраста и возможностей детей. С каждым ребенком учитель- дефектолог занимается индивидуально 2-3 раза в неделю. Практика показывает, что практически в каждой группе есть дети, особенности развития которых временно не позволяют включать их в подгруппы (особенно на начальных этапах работы). Занятия с ними проводятся только в индивидуальном режиме по индивидуальной программе каждый день. При организации индивидуальной работы с детьми педагоги придерживаются гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишить ребенка возможности поиграть с детьми. Таким образом, планирование индивидуальной работы определяется потребностью в ней конкретного ребенка и поэтому жестко не регламентируется.
Оставшееся до прогулки время наполняется организованной воспитателем (или самостоятельно) игрой или предоставляется детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть достаточно обучен, уметь взаимодействовать с товарищами, быть способен руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности его собственной самооценки.
Пока дети играют, специалист продолжает работать. Он наблюдает за свободной деятельностью детей, анализирует ее. Полученные результаты помогают скорректировать направления коррекционно-развивающей работы.

В 10.45 (11.05) дети собираются на прогулку.
Во время прогулки педагоги решают как оздоровительные задачи, так и специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Воспитатели контролируют соответствие одежды детей погодным условиям и предполагаемой двигательной активности.
Во время прогулки коррекционно - образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, за животными, птицами и растениями. Иногда планируются экскурсии на соседнюю улицу, чтобы понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют познавательный интерес, формируют экологические представления, обогащают их сюжетно-ролевую игру. Важным воспитательным компонентом прогулки является организация совместной трудовой деятельности. Это может быть элементарный труд по уборке участка, посадка растений и уход за ними и т.д. Всё это способствует развитию целенаправленной деятельности, умению планировать и контролировать ее, и тем самым является частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.

В 12.10 (12.30) дети приходят с прогулки и готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон.
Этот период времени также используется для выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии действовать по заданному алгоритму. Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя отработанный алгоритм действий. На этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, применяются зрительные опоры (картинки-символы с изображениями определенных действий детей, расположенные последовательно в ряд). Постепенно, когда последовательность действий детьми усвоена, зрительные опоры убираются, и дети действуют самостоятельно.
Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, подготовки ко сну и т. д.). По возможности, в обучении детей действовать в соответствии с алгоритмами, принимают участие все взрослые, работающие в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, логопед). Это дает возможность каждому сотруднику работать с малой подгруппой (3 - 4 ребенка), что позволяет индивидуально подходить к каждому из них. Педагоги обязательно учитывают темповые возможности детей и степень обученности каждого из них. Например, для детей с последствиями ранних минимальных поражений мозга с их слабой нервной системой, несоблюдение этих условий может привести к невротическим и протестным реакциям - заиканию, энурезу, к отказу от сотрудничества со взрослым, к агрессии и т.п. Во время режимных моментов решаются и воспитательные задачи: детей учат помогать друг другу, учат быть заботливыми и терпеливыми.

С 12.40 (13.00) дети начинают готовиться ко сну. Дневной сон имеет большое значение для детей, а особенно для детей с ЗПР. К этому времени дети уже около 6 часов находятся в состоянии бодрствования и многие из них, а особенно дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, сильно устают и перевозбуждаются. В нашей практике отмечались случаи, когда ребенок засыпал уже во время обеда, у части детей от перевозбуждения пропадал аппетит, они долго не могли заснуть. Дневной сон позволяет детям восстановить силы.
Процедура укладывания занимает важное место в воспитательной работе. Она хорошо продумана, а дети приучаются к ней так, чтобы подготовка к дневному сну не вызывала у них отрицательных эмоций и была естественной потребностью. Важно, чтобы при засыпании дети испытывали спокойные положительные эмоции. Для этого им предлагается, закрыв глаза, послушать записи звуков природы или релаксационной музыки, читаются небольшие фрагменты специально подобранных художественных произведений.

Подъем (15.00) также имеет специфические особенности. Пробуждение детей проходит не одновременно, и педагоги обеспечивают плавный постепенный выход каждого ребенка из состояния сна. Для этого воспитатель за несколько минут до подъема включает тихую спокойную музыку. Постепенно, по мере пробуждения детей, громкость звука повышается.
После того, как дети проснулись, проводится гимнастика пробуждения. Это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение. Одевание детей проводится под динамичную музыку.
После дневного сна распорядок дня строится следующим образом:

С 15.10 до 16.15 свободное время заполняется играми и любимыми занятиями. 10 минут занимает логопедическая гимнастика. Если предусмотрено расписанием, в отдельные дни проводится еще одно занятие. На 10 -15 минут занятия детей прерываются на полдник.

С 16.15 до 17.00 воспитатель проводит "коррекционный час".
Занятие проводится индивидуально или с малой группой детей по заданиям учителя-дефектолога и логопеда. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, необходимых для усвоения коррекционно-образовательной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность "коррекционного часа", воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Воспитатель занимается непосредственно с каждым воспитанником или с малой подгруппой (2-3 ребенка) по 5 - 10 минут.

В 17.00 дети выходят на вечернюю прогулку, которая организуется аналогично утренней.
В период с 17.00. до 19.00 родители приходят за детьми.

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Страничка создана 25.02.2007

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 5 марта 2009 г.

 

 


 

Hosted by uCoz